АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
23 октября 2020 года
 
2006
 
 
 
 
О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
 
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы,
 
ПОСТАНОВЛЯЮ:
 
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Костромы от 17 октября 2019 года № 2000 «О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
3. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
 
Исполняющий обязанности
главы Администрации города Костромы
  
О. В. Болоховец
 
 
Приложение
к постановлению Администрации
города Костромы
от 23 октября 2020 года № 2006
 
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА КОСТРОМЫ НА 2021 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 и 2023 ГОДОВ
 
1. Общие положения
 
Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 15 июня 2020 года № 19139-РМ/ДО3и, основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2019 году и начале 2020 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы.
Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
 
2. Количественные характеристики основных параметров Прогноза
 
Показатели
Единицы
измерения
2019 год
отчет
2020 год
оценка
Прогноз
2021
год
2022
год
2023
год
1. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и оказанных услуг (без НДС и акцизов) (разделы В, C, D, E)
в ценах
соответствующих лет
млн. рублей
77 606,0
68 156,9
72 122,7
75 346,0
79 647,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,5
84,4
103,0
101,1
102,1
в том числе по видам экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых (раздел В)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
278,4
222,7
253,8
273,0
294,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
126,6
73,1
109,8
103,0
103,0
Обрабатывающие производства (раздел С)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
64 641,4
55 782,7
58 634,0
61 421,3
65 271,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
105,0
82,8
102,3
101,3
102,5
Производство пищевых продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3 547,2
4 163,1
4 446,3
4 728,7
5 058,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
96,0
115,7
103,1
102,6
102,7
Производство напитков
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2 276,1
1 986,7
2 060,3
2 138,6
2 317,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
106,8
84,3
100,1
100,1
104,0
Производство текстильных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
518,2
452,8
540,7
564,7
592,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
160,0
84,5
115,7
101,0
101,0
Производство одежды
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 163,8
1 715,5
1 770,4
1 869,0
1 996,3
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
95,1
134,0
100,0
102,1
102,8
Производство кожи и изделий из кожи
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1,4
1,2
1,3
1,4
1,5
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
190,1
85,0
103,6
102,4
102,9
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7 817,7
8 240,8
8 654,9
9 041,6
9 633,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
85,0
97,6
101,7
100,5
102,4
Производство бумаги и бумажных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
557,6
563,2
604,5
632,3
662,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
112,6
98,5
103,0
100,2
100,2
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 264,9
1 110,0
1 140,6
1 165,5
1 198,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
90,5
85,8
101,1
101,2
101,2
Производство химических веществ и химических продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
81,5
85,6
90,5
97,1
104,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
82,7
104,6
103,0
103,0
103,0
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
613,6
639,3
669,6
711,7
759,3
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
95,9
102,0
102,0
102,0
102,0
Производство резиновых и пластмассовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
5 802,5
4 986,8
5 552,8
5 823,9
6 316,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
323,3
84,1
108,4
100,7
103,7
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 768,3
1 830,0
1 930,4
2 043,6
2 154,6
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
95,7
98,0
101,3
101,3
101,3
Производство металлургическое
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
324,4
296,6
309,5
328,6
355,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
79,8
88,5
101,7
101,8
102,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3 120,0
2 499,9
2 456,0
2 694,0
2 962,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
90,7
83,1
103,5
103,4
103,4
Производство электрического оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 617,7
1 340,3
1 439,8
1 540,7
1 626,2
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
135,5
78,5
102,7
102,3
101,1
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
6 668,9
5 741,7
6 255,6
6 729,6
7 393,7
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
100,0
82,5
104,2
102,8
105,2
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
4 429,7
4 071,6
4 349,8
4 568,5
4 797,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
102,3
85,1
102,1
100,4
100,6
Производство прочих транспортных средств и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 657,9
1 254,6
1 325,4
1 401,7
1 464,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
79,5
72,0
101,0
101,1
100,1
Производство мебели
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 562,1
1 564,3
1 597,3
1 621,3
1 655,5
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
166,4
98,0
100,5
100,5
100,5
Производство прочих готовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
19 416,2
12 875,8
13 058,1
13 320,6
13 804,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
100,7
64,1
99,8
101,0
102,0
Ремонт и монтаж машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
431,7
363,0
380,0
397,9
415,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
124,5
80,0
100,1
100,1
100,1
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха
(раздел D)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
10 302,3
9 703,0
10 695,9
11 011,2
11 336,3
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
93,4
90,6
107,4
100,0
100,0
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (раздел E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2 383,9
2 448,5
2 539,0
2 640,5
2 746,2
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
109,9
99,5
100,0
100,0
100,0
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
12 024,3
10 744,6
11 343,8
11 957,9
12 608,4
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
134,6
84,6
100,4
100,5
100,6
Ввод в эксплуатацию жилья
тыс. метров квадратных
97,9
150,7
108,5
120,1
129,5
3. Потребительский рынок товаров и услуг
3.1. Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
65 415,5
65 272,2
68 091,3
71 171,4
74 536,4
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
102,8
96,5
100,5
100,6
100,7
3.2. Оборот общественного питания
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3 547,9
2 934,8
3 198,6
3 389,9
3 578,3
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
102,0
80,0
105,0
102,0
101,5
3.3. Объем платных услуг населению
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
16 028,0
16 075,7
16 770,0
17 649,1
18 666,2
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
117,3
97,0
100,5
101,0
101,5
4. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения
тыс. человек
276,5
276,7
276,2
276,0
275,8
5. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность физических лиц, занятых в экономике города Костромы
тыс. человек
144,9
137,8
137,0
137,4
138,1
Численность физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
тыс. человек
94,0
91,8
91,4
91,6
91,9
Фонд заработной платы
млн. рублей
39 275,9
36 888,1
38 688,3
41 092,0
43 938,3
Среднемесячная заработная плата на одного работника
рублей
34 814,6
33 502,0
35 278,0
37 395,0
39 826,0
Численность официально зарегистрированных безработных граждан
(на конец года)
человек
579
8 490
5 500
3 000
2 000
Уровень зарегистрированной
безработицы (на конец года)
проценты
0,43
6,30
4,11
2,24
1,50
 
2.1. Промышленность
 
В 2019 году общая социально-экономическая ситуация в городе Костроме характеризовалась позитивными тенденциями развития. По итогам 2019 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы, выраженный в рублях, составил 77 606,0 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 8,1 процента. Индекс промышленного производства составил 103,5 процента. Наибольшее увеличение объемов производства показала отрасль производства резиновых и пластмассовых изделий – с 1 731,4 млн. рублей в 2018 году до 5 802,5 млн. рублей в 2019 году в денежном выражении, индекс промышленного производства в отрасли составил 323,3 процента.
Индекс промышленного производства предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в 2019 году составил 126,6 процента. Увеличило объемы производства щебня акционерное общество «Карьеравтодор», также рост производства показали малые предприятия, работающие в отрасли. В прогнозном периоде 2021 – 2023 годов предприятия планируют увеличение объемов производства в среднем на 3,0 – 9,8 процента в год.
В обрабатывающих производствах, на долю которых в общем объеме промышленной продукции приходится 83,3 процента, индекс промышленного производства в 2019 году составил 105,0 процентов. Положительную динамику производства показали общество с ограниченной ответственностью «Котлетарь», общество с ограниченной ответственностью «Русский хлеб», общество с ограниченной ответственностью «Космол», общество с ограниченной ответственностью «АКВА СТАР», общество с ограниченной ответственностью «Новая Костромская льняная мануфактура», непубличное акционерное общество «СВЕЗА Кострома», общество с ограниченной ответственностью «Адищевская бумажная фабрика», общество с ограниченной ответственностью «Предприятие "ФЭСТ"», общество с ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд», общество с ограниченной ответственностью «Резилюкс-Волга», акционерное общество «Костромской завод автокомпонентов», общество с ограниченной ответственностью «Костромское предприятие «Автофильтр», общество с ограниченной ответственностью «Костромской завод строительных материалов», закрытое акционерное общество «Электромеханический завод "Пегас"», ювелирные предприятия. Предприятия машиностроительной отрасли сохранили объемы производства на уровне 2018 года.
Вместе с тем, снижение объемов производства в 2019 году к уровню 2018 года показали отдельные предприятия пищевой промышленности, предприятия производства химических веществ и химических продуктов, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производства прочих транспортных средств и оборудования, полиграфические и металлургические предприятия.
В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимают: ювелирная отрасль – 30,0 процентов, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели) – 12,1 процента, производство машин и оборудования – 10,3 процента, производство резиновых и пластмассовых изделий – 9,0 процентов, производство автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов – 6,9 процента, производство пищевых продуктов – 5,5 процента, производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) – 4,8 процента.
В 2020 году социально-экономическая ситуация в городском округе город Кострома развивается под воздействием ограничительных мер, связанных с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции. Введенные для борьбы с эпидемией ограничительные меры по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу, прекращению или ограничению работы предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней обусловили сдерживающий эффект на развитие экономики города: снизилась экономическая активность во многих отраслях промышленности.
Восстановление и развитие промышленного производства до конца 2020 года будет определяться санитарно-эпидемиологической обстановкой в городе Костроме и Костромской области, в условиях экономических ограничений, оказывающих замедляющее влияние на восстановление пострадавших отраслей
С учетом текущих тенденций в 2020 году индекс промышленного производства в обрабатывающей отрасли прогнозируется на уровне 82,8 процента, объем отгруженных товаров собственного производства в денежном выражении составит 55,8 млрд. рублей. В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов индекс производства планируется на уровне 102,0 процентов.
В энергетике расчетный индекс промышленного производства по итогам 2019 года составил 93,4 процента. Снижение объемов производства крупными предприятиями энергетической отрасли связано с более теплыми погодными условиями в 1 и 4 кварталах 2019 года.
В 2020 году ожидается понижение индекса промышленного производства в энергетической отрасли до 90,6 процента, в основном за счет снижения объемов производства крупных поставщиков энергии и газа. В 2021 - 2023 годах индекс промышленного производства в данной отрасли прогнозируется на уровне 100,0 – 107,4 процента.
Организации, осуществляющие деятельность по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, в 2019 году увеличили объемы производства на 9,9 процента. По оценке 2020 года предприятия незначительно сократят объемы производства, индекс промышленного производства составит 99,5 процента. В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов предприятия данной отрасли планируют сохранить объемы производства на уровне 2020 года.
 Общий индекс промышленного производства по всем отраслям промышленности в прогнозном периоде составит: в 2021 году – 103,0 процента, 2022 году – 101,1 процента, 2023 году – 102,1 процента.
 
2.2. Инвестиции в основной капитал
 
В 2019 году город Кострома сохранил позитивную динамику развития в сфере инвестиций. По итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал составил 12 024,3 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 43,8 процента, индекс физического объема составил 134,6 процента. Наибольший объем инвестиций вложили предприятия обрабатывающей отрасли: акционерное общество «Костромской завод автокомпонентов», непубличное акционерное общество «СВЕЗА Кострома», общество с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрап», общество с ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд», общество с ограниченной ответственностью «Костромской машиностроительный завод», общество с ограниченной ответственностью «Резилюкс - Волга», общество с ограниченной ответственностью «АКВА СТАР», общество с ограниченной ответственностью «Космол».
По оценке в 2020 году объем инвестиций к уровню 2019 года снизится на 10,6 процента и составит 10 744,6 млн. рублей. На снижение инвестиционной активности будут оказывать влияние такие факторы, как сокращение производственных мощностей предприятий, пострадавших от введения карантина на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, снижение внешнего и внутреннего спроса, доходов потребителей, сокращение предложения из-за ограничений экономической активности, высокая неопределенность развития экономики.
С 2021 года ожидается возобновление инвестиционной активности в городе. Вместе с тем скорость и сроки восстановления экономики города Костромы на докризисный уровень характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами, и будут различными в зависимости от вариантов развития событий.
В соответствии с Прогнозом в 2021 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 11 343,8 млн. рублей или 105,6 процента к уровню 2020 года. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 8,0 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 40,0 процентов инвестиций.
По оценке в 2020 году доля объемов привлеченных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, выросшая в последние годы ввиду строительства социальных объектов в городе, будет иметь слабую положительную динамику.
В структуре привлеченных источников финансирования наибольшей останется доля бюджетных средств (порядка 62,0 процентов), что объясняется необходимостью вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку и социальное обслуживание населения.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста объемов привлеченных средств из федерального бюджета, в 2019 году финансирование из федерального бюджета увеличилось на 46,8 процента по сравнению с 2018 годом.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес будет приходиться на предприятия обрабатывающих производств.
В прогнозном периоде будет осуществляться реализация следующих крупных инвестиционных проектов предприятий обрабатывающей отрасли:
- организация автоматизированного производства силикатного кирпича акционерного общества «Костромской силикатный завод»;
- создание и расширение производственных мощностей акционерного общества «Костромской завод автокомпонентов»;
- расширение производственных мощностей общества с ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд»;
- создание в городе Костроме дополнительных мощностей по производству полиэстеровой ленты и складских помещений общества с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрап»;
- расширение производственных мощностей на заводе «АКВА СТАР» общества с ограниченной ответственностью «АКВА СТАР».
В прогнозный период небольшой рост инвестиций ожидается среди организаций, работающих в сфере строительства и операций с недвижимым имуществом.
На территории города Костромы осуществляется комплексная застройка:
- территории, ограниченной улицами Магистральной, Евгения Ермакова, Стопани, Заволжской (документация по планировке территории, утверждена постановлением Администрации города Костромы от 11 июня 2013 года № 1204);
- территории, ограниченной улицами Соловьиной, Черногорской, Богатырской, границей города Костромы, северо-восточной границей гаражного кооператива (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 18 ноября 2015 года № 3313);
- территории, ограниченной улицами Дубравной, Пантусовской, бульваром Михалевским, набережной Чернигинской (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 16 декабря 2015 года № 3753);
- территории, ограниченной улицей Студенческой, набережной Чернигинской, улицей Дубравной, улицей Пантусовской (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 2 августа 2017 года № 2162);
- территории, ограниченной улицей Магистральной, северо-восточной границей земельного участка по улице Магистральной, 40, северо-восточной границей лыжероллерной трассы в микрорайоне Паново, северо-восточной границей озелененной территории «Роща в карьере по ул. Ярославской», юго-восточной и юго-западной границами садоводческого товарищества «Березка-2», улицей Металлистов, юго-западными границами земельных участков по улице Магистральной, 30а, 30 (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 1 июля 2016 года № 1770);
- территории, ограниченной шоссе Волгореченским, улицами Магистральной, Олега Юрасова, юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:410, юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:408, юго-восточными, восточными и северо-восточными границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:21, улицами Магистральной, Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 18 июля 2016 года № 1974);
- территории, ограниченной улицей Ленина, полосой отвода железнодорожной ветки, проспектом Мира, охранной зоной ЛЭП, северной границей территории предприятия ОАО «Красная Маевка» (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 19 декабря 2016 года № 3387);
- территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:685, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:536, рекой Солонкой (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 4 июня 2020 года № 968);
- территории, ограниченной проездом Апраксинским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:536, продолжением улицы Армейской, юго-западной границей земельного участка 44:27:030101:536 (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 27 июня 2019 года № 1088);
- территории в районе поселка Волжский, ограниченной набережной реки Кострома, границей существующей жилой застройки в поселке Волжский, проспектом Речным, садоводческими товариществами «Огонек-1» и «Юбилейный», границей города Костромы, границами земельных участков, находящихся в частной собственности (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 17 сентября 2014 года № 2475);
- территории, ограниченной проездами Апраксинским, Антроповским, Нейским, улицей Шарьинской, (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 30 октября 2019 года № 2086);
- территории, расположенной в районе поселка Рыбное (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 19 июня 2019 года № 1026).
В период 2020 - 2021 годов планируется приступить к освоению следующих крупных свободных территорий:
- территории в районе пересечения улиц Магистральной, Московской (документация по планировке территории разрабатывается на основании постановления Администрации города Костромы от 4 апреля 2018 года № 604);
- территории, ограниченной улицей местного значения от улицы Заречной до улицы Запрудня, улицей Запрудня, урезом воды реки Кострома (документация по планировке территории разрабатывается на основании постановления Администрации города Костромы от 16 мая 2018 года № 938);
- территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 8 июня 2018 года № 1202);
- территории, ограниченной улицей Профсоюзной, шоссе Кинешемским, границей территориальной зоны размещения объектов здравоохранения Д-3, проездом до улицы Профсоюзной (документация по планировке территории разрабатывается на основании постановления Администрации города Костромы от 15 апреля 2020 года № 569).
По отчетным данным в 2019 году показатель ввода в эксплуатацию жилья составил 97,9 тыс. квадратных метров. В 2020 году ожидается значительный рост данного показателя на 53,9 процента, увеличение данного показателя обусловлено ростом ввода высотных домов. Ввод жилья в 2020 году в городе Костроме составит 150,7 тыс. квадратных метров.
Кроме того, с целью ресурсного обеспечения перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора запланирована реализация инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Ресурсоснабжающие организации характеризуются достаточно стабильным объемом вложенных инвестиций, что обусловлено, прежде всего, их работой в соответствии с принятыми инвестиционными программами их развития.
Муниципальным унитарным предприятием города Костромы «Костромагорводоканал» реализуется инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2018 - 2021 годы, утвержденная  постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 31 октября 2019 года № 45 «О внесении изменений в постановление департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 30 ноября 2017 года № 44». Основными целями данной программы являются реконструкция и обновление существующих сетей водоотведения и водоснабжения, а также обеспечение инженерными коммуникациями новых строительных площадок с возможностью подключения дополнительных нагрузок.
На территории города Костромы публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» реализуется инвестиционная программа по развитию системы энергоснабжения на 2016 - 2020 годы, утвержденная Минэнерго России 14 декабря 2015 года № 951.
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» реализует инвестиционную программу в сфере теплоснабжения, утвержденную постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 10 июля 2019 года № 34 «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «ТГК-2» г. Кострома в сфере теплоснабжения на 2019 - 2023 годы в границах Костромской области», предусматривающую мероприятия по техническому перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей.
Инвестиционные вливания в социальную сферу экономики по-прежнему на  85 - 90 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций в социальной сфере обусловлен реализацией муниципальной программы города Костромы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 6 августа 2020 года № 1474, в рамках которой в городе Костроме продолжится строительство зданий дошкольных образовательных организаций в поселке Волжский и в Заволжском районе.
Кроме того, в 2021 - 2023 годах предполагается строительство здания муниципальной общеобразовательной организации в поселке Волжском и строительство крупного многофункционального спортивного комплекса в районе проспекта Мира.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется увеличение инвестиционной активности за счет строительства социально значимых объектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, дальнейшего развития территорий, реализацией инвестиционных проектов промышленными предприятиями города Костромы.
Рост инвестиционных вложений предприятий и организаций города Костромы в прогнозном периоде 2021 – 2023 годов составит 105,5 процента ежегодно.
 
2.3. Потребительский рынок
 
Потребительский спрос населения является главным индикатором состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние платежеспособного спроса населения. Так, экономический рост, увеличение реальной заработной платы сказались на розничном товарообороте, индекс физического объема которого по итогам 2019 года составил 102,8 процента. Объем розничного товарооборота в 2019 году составил 65,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 7,4 процента.
Ограничения, наложенные на отдельные виды экономической деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции с апреля 2020 года, привели к снижению основных показателей развития потребительского рынка на территории города.
С учетом влияния ограничительных мер, принятых в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, снижения доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса, оборот розничной торговли в 2020 году может составить 65,3 млрд. рублей с индексом физического объема к предыдущему году 96,5 процента. Снижение индекса физического объема в наибольшей степени обусловлено падением объема продаж в сегменте непродовольственных товаров. С 2021 года прогнозируется ежегодное увеличении индекса физического объема на 0,1 - 0,5 процента.
На фоне восстановления денежных доходов населения и, соответственно, оживления потребительского спроса, а также с учетом низкой базы 2020 года в 2021 году оборот розничной торговли прогнозируется в объеме 68,1 млрд. рублей с индексом физического объема к предыдущему году 100,5 процента. В среднесрочной перспективе оборот розничной торговли продолжит устойчивую траекторию роста. За период 2022 - 2023 годов рост показателя составит 100,6 - 100,7 процента.
Увеличению розничного товарооборота будет способствовать информационная прозрачность и открытость рынка потребительского кредитования, а также сохранение инфляции на относительно низком уровне. Кроме того, в среднесрочной перспективе базовыми ценностями будут оставаться для потребителя ассортимент и привлекательная цена.
Оборот в сфере общественного питания в 2019 году составил 3,5 млрд. рублей, индекс физического объема – 102,0 процента. В 2020 году с учетом влияния ограничительных мер, принятых в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, индекс физического объема спрогнозирован на уровне 80,0 процентов.
Общий рост оборота в сфере общественного питания в прогнозном периоде 2021 - 2023 годов составит 105,6 – 109,0 процентов в год.
Развитие рынка оказания платных услуг населению города Костромы определено потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг связи и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Потребление данных услуг неэластично к доходам населения и формируется преимущественно под влиянием законодательных изменений цен и тарифов. В структуре всех платных услуг их доля составляет около 80 процентов.
В 2019 году населению города Костромы крупными, средними и малыми организациями было оказано платных услуг на сумму 16,0 млрд. рублей, индекс физического объема составил 117,3 процента.
По оценке в 2020 году объем платных услуг, оказываемых населению города Костромы, увеличится по сравнению с предыдущим годом на 0,3 процента и составит 16,1 млрд. рублей в денежном выражении.
В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов объем платных услуг населению города ежегодно будет расти в среднем на 5,1 процента и по итогам 2023 года составит 18,7 млрд. рублей в денежном выражении.
 
2.4. Демографическая ситуация
 
По итогам 2019 года среднегодовая численность населения города Костромы составила 276,5 тыс. человек, незначительно снизившись по сравнению с 2018 годом на 0,07 процента. Сокращение численности населения города Костромы по-прежнему обусловлено естественной убылью. Снижение рождаемости и рост смертности в 2019 году привели к естественной убыли населения в размере 742 человек.
Рождаемость в 2019 году снизилась по сравнению с 2018 годом на 8,8 процента и составила 2 886 детей, коэффициент рождаемости на 1 000 человек населения составил 10,4. Снижение рождаемости обусловлено сокращением числа женщин раннего и среднего репродуктивного возраста, откладыванием рождения первого ребенка на более поздний срок, отрицательным миграционным сальдо в 2017 – 2018 годах.
Показатель смертности за 2019 год составил 3 628 человек, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 68 человек, или 1,9 процента, общий коэффициент смертности населения, характеризующий уровень смертности на 1 000 жителей, в 2019 году составил 13,1 процента. В 57,7 процента случаев смертность связана с болезнями органов кровообращения, в 18,7 процента случаев – новообразования.
В 2019 году достигнуто положительное миграционное сальдо, которое на протяжении 2017 - 2018 годов имело отрицательные значения. Так, в 2019 году приток населения из других регионов России, зарубежных стран, а также из районов Костромской области увеличился на 12,1 процента и составил 9,1 тыс. человек. При этом отток населения за пределы города Костромы снизился на 16,1 процента и составил 7,5 тыс. человек.
По оценке в 2020 году среднегодовая численность постоянного населения города составит 276,7 тыс. человек, незначительное увеличение численности будет определяться миграционным притоком из районов Костромской области. В 2021 - 2023 годах прогнозируется небольшое снижение численности постоянного населения города, обусловленное естественной убылью населения.
Реализация и расширение мер материальной поддержки семьям с детьми на федеральном и региональном уровнях, в том числе увеличение размера материнского капитала, введение новых выплат на детей, реализация льготных ипотечных программ на фоне снижения количества женщин раннего и среднего репродуктивного возраста позволит сохранить рождаемость в прогнозном периоде 2021 – 2023 годов на уровне 2020 года.
Реализация мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения, в том числе в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года № 16, позволяет прогнозировать ежегодное снижение смертности и увеличение продолжительности жизни граждан.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется положительная динамика миграционного сальдо, в основном за счет прибытия граждан из районов Костромской области. Кроме того, государственная миграционная политика, направленная на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, будет способствовать привлечению в город на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом.
 
2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда
 
Тенденции, складывающиеся в экономике города Костромы в 2020 году, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, неблагоприятно отразились на ситуации в сфере занятости населения. Численность физических лиц, занятых в экономике города, в 2020 году снизилась по сравнению с 2019 годом на 4,9 процента и составила 137,8 тыс. человек. С начала периода объявленных нерабочих дней количество официально зарегистрированных безработных и уровень безработицы значительно возросли. По данным центра занятости населения к концу 2020 года ожидается, что на учете в качестве безработных граждан будут состоять 8 490 человек, уровень безработицы составит 6,3 процента. 
В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов показатель численности физических лиц, занятых в экономике города, будет иметь сдержанную положительную динамику в результате стабилизации экономической ситуации и восстановления бизнес-активности. Уровень безработицы на конец 2023 года прогнозируется в размере 1,5 процентных пункта.
Среднемесячная заработная плата на предприятиях и организациях города Костромы в 2019 году выросла на 16,1 процента и составила 34 814,6 рублей, рост реальной заработной платы составил 112,7 процента. Высокий рост среднемесячной заработной платы на протяжении последних двух лет обусловлен повышением минимального размера оплаты труда и доведением его до величины прожиточного минимума, индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе за счет реализации мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, работники образования, науки и культуры), увеличением заработной платы сотрудникам на предприятиях и организациях города.
По оценке в 2020 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на предприятиях и организациях города Костромы снизится на 3,8 процента. Негативное влияние на уровень заработной платы оказала приостановка деловой активности ряда организаций в период распространения новой коронавирусной инфекции, и как следствие, проведение ими мероприятий по оптимизации издержек, в том числе сокращение фонда оплаты труда работников. Ожидается, что основное снижение уровня реальных располагаемых денежных доходов граждан придется на 2020 год. Вместе с тем глубина падения будет смягчена принятыми как на федеральном, так и на региональном уровне мерами социальной поддержки граждан, которые позволят частично компенсировать сокращение денежных доходов населения. В целом за 2020 год реальные располагаемые доходы населения могут составить 93 процента к уровню 2019 года. 
В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов рост заработной платы составит 105,3 - 106,5 процентов в год, уровень номинальной начисленной заработной платы к концу 2023 года составит 39 826 рублей. В части оплаты труда бюджетных работников социальной сферы в 2021 – 2023 годах предполагается сохранение достигнутых соотношений их заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Костромской области.
 
3. Прогноз развития отраслей социальной сферы в городе Костроме
 
3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы
 
Количественные характеристики основных показателей развития
системы образования города Костромы
 
Показатели
Единицы
измерения
Отчет 2019
год
Оценка 2020
год
Прогноз
2021
год
2022
год
2023
год
Превышение проектной  мощности общеобразовательных организаций от установленной  проектом нормы
человек
7 327
7 346
7 347
8 576
9 589
Численность выпускников муниципальных образовательных учреждений, получивших среднее общее образование
человек
1 388
1 414
1 532
1 547
1 577
В 2019 - 2020 учебном году в общеобразовательных организациях города Костромы проходили обучение 32 512 учащихся. Ежегодно количество учащихся, поступающих в первый класс, продолжает превышать количество учащихся, завершающих обучение в 9 классе и получивших основное общее образование примерно на 1 000 человек, следовательно, увеличивается общая численность учащихся общеобразовательных организаций. Средняя наполняемость классов в 2019 - 2020 учебном году составила 27,3 человека, в 2018 - 2019 учебном году - 26,8 человека.
В прогнозном периоде положительная динамика среднего количества учащихся в классе в общеобразовательных организациях города сохранится, и составит: в 2020 - 2021 учебном году – 27,4 человека, в 2021 - 2022 учебном году - 27,5 человека, в 2022 - 2023 учебном году - 27,6 человек.
С целью увеличения количества мест в общеобразовательных организациях города Костромы, в рамках муниципальной программы города Костромы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 17 сентября 2015 года № 2625, в 2019 году завершено строительство школы по улице Суслова, дом 8  на 1 000 мест и  продолжается строительство здания общеобразовательного учреждения  на 1 000 мест в районе дома 48 по улице Профсоюзной. Введение в эксплуатацию данного объекта запланировано в декабре 2020 года.
 
 3.2 Прогноз развития сфер культуры, искусства, туризма,
физической культуры, спорта и работы с молодежью города Костромы
 
Количественные характеристики основных показателей развития сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта
и работы с молодежью города Костромы
 
Показатели
Единицы
измерения
2019 год
отчет
2020 год
оценка
Прогноз
2021 год
2022
год
2023
год
Число посещений организаций культуры
тысяч посещений
620,0
620,45
620,5
629,8
647,3
Доля детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях,
в общей численности детей данной возрастной группы
%
71
73
75
77
78
Количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости
человек
76 955
77 648
77 658
77 668
77 678
Открытие дополнительных спортивных залов, площадок
и т. п.
единиц
3
1
1
1
1
Задачи развития культуры в городе Костроме в текущем и планируемом периодах решаются с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национального проекта «Культура» (паспорт утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года № 16), Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от  24 декабря 2014 года № 808, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р, Стратегии социально-экономического развития городского округа город Кострома на 2020 - 2030 годы, утвержденной решением Думы города Костромы
 от 28 ноября 2019 года № 186.
В соответствии с национальным проектом «Культура» основным показателем развития сферы культуры является «Число посещений организаций культуры». Данный показатель характеризует востребованность у населения города Костромы культурных благ и услуг в сфере культуры, направленных на формирование гармонично развитого человека, уровень развития культурной среды в городе Костроме, качество и доступность для населения услуг муниципальных учреждений культуры, эффективность реализованных мер по поддержке отрасли культуры в городе Костроме. Показатель является агрегированным и включает в себя согласно методике, установленной национальным проектом «Культура», число посещений муниципальных учреждений культуры (театра, зоопарка, библиотек, Художественной галереи, фольклорного ансамбля «Венец»), число платных посещений и число участников клубных формирований муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Возрождение» и муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Дом культуры "Селище"», число обучающихся в 9 муниципальных детских школах искусств.
В сфере культуры города Костромы имеется ряд проблем и рисков, в том числе несоответствие материально-технической базы ряда муниципальных учреждений отрасли «Культура» современным требованиям, дефицит сценических площадок.
В целях решения указанных проблем, обеспечения конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступа к информации, в рамках реализации национального проекта «Культура» в городе Костроме в прогнозном периоде осуществляется реализация мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений культуры (согласно ежегодному плану мероприятий), на основе уникального культурного наследия, системной поддержки Администрацией города Костромы культурных инициатив реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные, общегородские проекты и крупномасштабные событийные (в том числе мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам, Дню города Костромы, мероприятия всероссийских акций «Ночь искусств», «Ночь кино», «Ночь библиотек», «Ночь музеев», праздник детства «Наш фестиваль», Костромская губернская ярмарка, Парамузыкальный фестиваль, муниципальный этап областного открытого фестиваля-конкурса «Вифлеемская звезда», ежегодный праздник «День рождения Снегурочки», культурные программы фестиваля Сыра, международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России» и др.), развивается волонтерство в сфере культуры (не менее 115 волонтеров, зарегистрированных в 2020 году в федеральной базе данных «Волонтеры культуры»), обеспечивается системное повышение квалификации кадров муниципальных учреждений культуры (не менее 128 человек ежегодно), в том числе в федеральных центрах повышения квалификации в рамках федерального и регионального проектов «Творческие люди».
В рамках реализации мероприятий федерального и регионального проектов «Цифровая культура» обеспечивается бесплатный доступ граждан к Национальной электронной библиотеке на базе муниципальных библиотек, ведется размещение информации учреждений культуры на портале «Культура.РФ», сайтах муниципальных учреждений культуры.
Во всех 9 детских школах искусств города Костромы внедрены предпрофессиональные программы, доля детей, обучающихся по данным программам, превысила в 2019 году 9,9 процента от числа детей от 7 до 15 лет, проживающих в городе (в 2023 году планируется охват предпрофессиональным обучением не менее 12 процентов детей данного возраста).
В прогнозном периоде будет осуществляться развитие сотрудничества муниципальных, областных и частных учреждений сферы культуры, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, мастеров народных промыслов и ремесел, социально ориентированных общественных организаций посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, участия в проведении конкурсов и присуждения премий в сфере культуры, повышения квалификации и обучения кадров, взаимоиспользования кадровых, материально-технических ресурсов, сценических площадок.
Положительной динамики показателя «Число посещений организаций культуры» предполагается достигнуть также путем расширения спектра услуг в сфере культуры, увеличения количества проводимых мероприятий, числа клубных формирований и количества их участников.
Объективным риском недостижения планируемой величины показателя в 2020 году являются необходимые ограничения деятельности учреждений культуры в связи с принятыми санитарно-эпидемиологическими мерами, направленными на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (закрытие учреждений культуры для посетителей, отмена массовых мероприятий во 2 квартале 2020 года, ограничения по количеству участников массовых мероприятий в период возобновления деятельности для посетителей).
На сегодняшний день в городе Костроме сохранена многовариативная сеть учреждений дополнительного образования детей, деятельность которых равномерно охватывает все районы города.
Услуги дополнительного образования детей оказывают в 9 многопрофильных учреждениях дополнительного образования по 395 программам шести направленностей дополнительного образования. 87 процентов услуг предоставляется на безвозмездной основе. Наиболее востребованы образовательные услуги в области социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной, технической направленностям. Педагогическую деятельность в многопрофильных учреждениях дополнительного образования осуществляют 406 педагогических работника, более 70 процентов которых имеют первую и высшую квалификационные категории. Традиционно воспитанники учреждений дополнительного образования детей становятся победителями на всероссийских соревнованиях и конкурсах, фестивалях художественного творчества. По итогам 2019 года победителями и призерами конкурсов различного уровня стали 4 766 детей и подростков, что на 23 процента больше данного показателя в 2018 году и составляет 24 процента от общего количества обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Доля детей, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях, составляет по итогам 2019 года 73 процента от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2020 году данный показатель предварительно составит 75 процентов. Увеличение показателя связано с внедрением, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642, федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года № 10, с 2019 года, в соответствии с распоряжением Администрации Костромской области от 29 октября 2018 года № 212-ра  «Об утверждении комплекса мер по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и концепции ее внедрения в Костромской области», распоряжением Администрации Костромской области от 5 июля 2019 года № 139-ра «Об утверждении концепции системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Костромской области», системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Костромской области для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей.
Вместе с тем, немаловажную роль в увеличении данного показателя играет повышение уровня подготовки и профессиональной компетенции педагогического и тренерского состава, обеспечение условий качественной организации предоставления дополнительного образования, увеличение количества реализуемых дополнительных общеразвивающих программ, в том числе технической направленности.
Ежегодно на территории города Костромы в рамках летней оздоровительной кампании для детей, подростков и молодежи муниципальными учреждениями образования, культуры, спорта и работы с молодежью организуются профильные смены, оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей, малозатратные формы отдыха, трудоустройство и занятость. Количество детей и молодежи города, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости в 2019 году, составило 77 648 человек.
В 2020 году планируется охватить всеми формами занятости в каникулярный период 77 658 человек. Особое внимание в период летней оздоровительной кампании будет уделено формированию разновозрастных отрядов, организации малозатратных форм отдыха на дворовых территориях в микрорайонах города с привлечением представителей общественных организаций, волонтеров, студентов.
Развитие физической культуры и спорта в городе Костроме связано с открытием новых спортивных объектов.
В июне 2019 года на особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» введено в эксплуатацию 3 многофункциональные площадки для волейбола, баскетбола, мини-футбола и большого тенниса.
В 2019 году завершилась реконструкция объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы «База гребного спорта» по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, проспект Речной, дом 65.
В конце 2019 года завершилось строительство парка на Чернигинской набережной. Там установлен скейт-парк, зона с тренажерами и площадка для воркаута.
В 2020 году заканчивается строительство спортивного зала с волейбольными площадками по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Бульварная,6.
До 2024 года планируется строительство крупного многофункционального спортивного комплекса в районе проспекта Мира.
Также положительная динамика открытия дополнительных спортивных объектов связана с разработкой и включением проектов по строительству и реконструкции спортивных объектов в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30, а также строительство частных спортивных объектов.
 
4. Прогноз развития городского хозяйства в городе Костроме
4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального хозяйства в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей развития
жилищно-коммунального хозяйства города Костромы
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2019 год
отчет
2020 год
оценка
Прогноз
2021 год
2022
год
2023
год
Общая площадь жилищного фонда
тыс .кв.м
7 215,0
7 323,2
7 396,5
7 507,4
7 582,5
в том числе:
 
 
 
 
 
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда
тыс. кв.м
136,0
136,0
140,0
140,0
140,0
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
млн. руб.
5 420,5
5 583,1
5 722,6
5 865,7
6 021,4
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг
%
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда
%
3,1
8,1
9,1
9,1
9,1
Количество переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
км
 
 
 
 
 
- водоснабжения
 
5,71
 5,0
 5,0
 5,0
5,0
- водоотведения
 
1,84
1,0
1,0
1,0
1,0
- теплоснабжения 
 
10,6
30,1
24,4
20,76
17,3
Доля переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов в общей протяженности соответствующих сетей и линий:
%
 
 
 
 
 
- водоснабжения
 
0,1
0,88
0,88
0,88
0,88
- водоотведения
 
0,4
0,23
0,23
0,23
0,23
- теплоснабжения
 
2,9
8,3
6,7
5,7
4,8
В целом по городу Костроме большое количество домов имеет физический износ конструктивных элементов от 31 до 65 процентов, в старой черте городской застройки – 60 - 65 процентов.  Поэтому основной целью в сфере жилищного хозяйства является улучшение качества жилищного фонда на территории города Костромы.  Достижение данной цели обеспечивается путем строительства нового жилья сносом ветхого и аварийного жилья, а также путем проведения капитального ремонта имеющегося жилищного фонда. Объем нового строительства и проведение капитального ремонта зданий сдерживают ухудшение технических параметров конструктивных элементов многоквартирных домов, в связи с чем, предполагается незначительное снижение площади ветхого и аварийного жилищного фонда. Кроме того, в 2020 - 2023 годах планируются мероприятия по расселению аварийного жилищного фонда, ожидается к концу 2021 года расселение 18 процентов аварийного жилищного фонда, в отношении которого Администрацией города Костромы приняты решения об отселении граждан из жилых помещений до 31 декабря 2020 года.
Прогнозные данные по общей площади жилищного фонда на 2021 - 2023 годы представлены из фактически сложившейся динамики строительства многоквартирных домов на территории города Костромы. В связи с увеличением объёмов ввода в эксплуатацию вновь построенных многоквартирных домов прогнозируется увеличение площади жилищного фонда на территории города Костромы. 
Капитальный ремонт жилищного фонда в прогнозном периоде будет осуществляться в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а. В связи с увеличением общей площади жилищного фонда, а также увеличением количества многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, к окончанию прогнозного периода ожидается увеличение доли капитально отремонтированного жилищного фонда.
 В сфере коммунального хозяйства основная задача для города Костромы – обеспечение населения коммунальными услугами нормативного качества. Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в прогнозном периоде будет увеличиваться в связи с ростом платы граждан за жилищные услуги и тарифов на коммунальные услуги в рамках установленных максимальных (предельных) индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, а также за счет увеличения площади жилищного фонда города Костромы. В то же время объем предоставляемых коммунальных услуг снижается в связи с переходом граждан на расчеты по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов, как общедомовых, так и индивидуальных.
Прямое влияние на качество предоставляемых коммунальных услуг оказывает состояние объектов коммунальной инфраструктуры, поэтому задачей Администрации города является поддержание имеющейся коммунальной инфраструктуры в нормативном состоянии, а также, строительство новых объектов.
По состоянию на 1 января 2020 года в городе Костроме протяженность инженерных сетей составляет:
- сети водоснабжения - 571,1 км., из них 232,9 км находятся в ветхом состоянии (износ – 37 процентов);
- сети водоотведения – 433,9 км., из них 255,5 км находятся в ветхом состоянии (износ – 34 процента);
- тепловые сети - 360,1 км., из них 252,0 км находятся в ветхом состоянии (износ – 64 процента).
Для создания условий эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры города Костромы, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан и улучшение экологической обстановки, необходимо приведение в нормативное состояние инженерных сетей, то есть ежегодно увеличивать объем капитального ремонта (реконструкции) сетей.
Процент износа сетей водоснабжения и водоотведения ежегодно снижается в связи с применением при проведении ремонтных работ инновационных материалов.
Процент износа сетей теплоснабжения не снижается в связи приемом в муниципальную собственность бесхозяйных сетей, которые, как правило, находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, затраты на эксплуатацию и капитальный ремонт сетей с каждым годом возрастают, а тарифы для населения сдерживаются предельным индексом роста платы граждан.
 
4.2. Прогноз развития дорожного хозяйства  
 
Количественные характеристики основных показателей развития
дорожного хозяйства города Костромы
 
Показатели
Единицы
измерения
2019 год
отчет
2020 год
оценка
Прогноз
2021 год
2022
год
2023
год
Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям
%
54
57
60
63
65
Объем ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования
тыс. кв. м
212,7
180,0
180,0
180,0
180,0
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста города, повышение качества жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие города Костромы сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог. Действующая сеть автомобильных дорог города Костромы сформирована в 70-80-е годы XX века. По состоянию на 1 января 2020 года улично-дорожная сеть общего пользования местного значения в городе включает в себя 485 улиц, в том числе 115 основных улиц с движением общественного транспорта и 370 второстепенных улиц протяженностью 411,8 км, а также 8 мостов и 6 путепроводов. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В настоящее время в нормативном состоянии находится 54 процента автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы.
Ежегодно объемы выполняемых ремонтных работ значительно ниже необходимых. Несоблюдение межремонтных сроков службы дорожных покрытий увеличивает объемы ямочного ремонта и не дает необходимого эффекта в сохранении сети автодорог. Средства, выделяемые на содержание и ремонт автомобильных дорог в городе Костроме за счет собственных доходов бюджета, обеспечивают лишь текущее содержание и ямочный ремонт улично-дорожной сети. Текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети осуществляется за счет средств, выделяемых на данные цели бюджету города Костромы из дорожного фонда Костромской области, а также из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 года № 15, указанная программа рассчитана до 2024 года включительно.
Содержание и ремонт улично-дорожной сети города Костромы осуществляется силами специально созданного для этих целей муниципального казённого учреждения города Костромы «Дорожное хозяйство».
 
4.3. Прогноз развития пассажирского транспорта в городе Костроме
 
Количественные характеристики основных показателей развития пассажирского транспорта в городе Костроме
 
Показатели
Единица
измерения
2019 год
отчет
2020 год
оценка
Прогноз
2021 год
2022 год
2023 год
Расходы на оплату индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, по муниципальным маршрутам в городе Костроме
тыс.
рублей
93 942,2
111 960,4
111 960,4
111 960,4
111 960,4
Количество транспортных средств муниципального унитарного предприятия, используемых при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам, на основании выданных транспортных карт, в том числе:
единиц
71
71
71
71
71
- автобусов, в том числе:
единиц
35
35
35
35
35
   - работающих на линии
единиц
27
27
27
27
27
- троллейбусов, в том числе:
единиц
36
36
36
36
36
   - работающих на линии
единиц
20
20
20
20
20
Количество транспортных средств индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, используемых при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам, на основании выданных транспортных карт, в том числе:
единиц
354
354
374
394
394
- работающих на линии
единиц
321
321
341
361
361
Расчетная потребность подвижного состава муниципального предприятия, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам, в том числе:
 
66
66
66
66
66
автобусы
единиц
30
30
30
30
30
троллейбусы
единиц
36
36
36
36
36
Количество перевезенных пассажиров, в том числе:
тыс. человек
31 779,4
33 000,0
38 000,0
38 500,0
38 500,0
- муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам
тыс. человек
6 570,0
7 500,0
10 500,0
10 500,0
10 500,0
- индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам
в городе Костроме по регулируемым тарифам
тыс. человек
25 209,4
25 500,0
27 500,0
28 000,0
28 000,0
Стоимость одной поездки в городском пассажирском транспорте
рублей
20
20
25
25
27
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2016 года обслуживание муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется увеличение количества пассажиров, перевозимых по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении, проходящих в границах города Костромы.
В целях обеспечения бесперебойной работы городского пассажирского транспорта общего пользования, улучшения качества и безопасности пассажирских перевозок, транспортной доступности в рамках муниципальной программы «Развитие городского пассажирского транспорта», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 26 октября 2018 года № 2394, предусмотрено проведение комплексного обследования пассажиропотока по всей территории городского округа город Кострома независимой специализированной организацией и по результатам проведенного обследования планируется разработка Плана развития городского пассажирского транспорта, обсуждение проекта Плана на общественных слушаниях и последующее внесение соответствующих изменений в маршрутную сеть города Костромы.