МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности
 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом, в соответствии с частью 2 обозначенной статьи, под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий), понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сёстрами, а также братьями, сёстрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Под определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых лицо, замещающее муниципальную должность, может оказаться в процессе осуществления полномочий (исполнения должностных обязанностей). Учитывая разнообразие частных интересов лиц, замещающих муниципальные должности, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций муниципального (административного) управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность лица, замещающего муниципальную должность;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем в случае избрания на муниципальную должность;
явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.      № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции», в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, распространяются на лиц, замещающих муниципальные должности.
В связи с вышеизложенным представляется, что в основе предотвращения (урегулирования) конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности, лежит исполнение ими обязанностей, предусмотренных статьёй 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
В частности, частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Причем, непринятие лицом, замещающим муниципальную должность,  мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, которое может повлечь за собой удаление лица в отставку (сложение полномочий) в связи с утратой доверия. Выяснение обстоятельств непринятия лицом, замещающим муниципальную должность, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проведённой отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Костромской области.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) лица, замещающего муниципальную должность,  информация об этом представляется в орган, которому подотчётно (подконтрольно) лицо, замещающее муниципальную должность, для применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Костромской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
В случае установления факта совершения действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, информация о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы направляются в правоохранительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости - немедленно.
Мониторинг практики показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются: совершение действий, принятие решений в отношении родственников лица, замещающего муниципальную должность; выполнение последним иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций.
 
Порядок сообщения о конфликте интересов
 
Закон Костромской области от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО  «О противодействии коррупции в Костромской области»:
Статья 9.6. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
3. Лица, замещающие государственные должности Костромской области, муниципальные должности, направляют в образованную губернатором Костромской области комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Костромской области уведомление по форме, утвержденной губернатором Костромской области.
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Костромской области рассматривает уведомления и принимает по ним решения в порядке, установленном губернатором Костромской области.
Положения настоящей части не распространяются на губернатора Костромской области, депутатов, замещающих государственные должности Костромской области в Костромской областной Думе.
6. Должностное лицо (орган), назначившее (назначивший или избравший) гражданина на государственную должность Костромской области, муниципальную должность, представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
 
         Постановление губернатора от 13.10.2015 № 180 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Костромской области»:
         Постановление содержит: порядок уведомления губернатора Костромской области о возникновении личной заинтересованности при осуществлении должностных полномочий, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов; форму уведомления; порядок рассмотрения уведомления и принятия по нему решения. Поступившее уведомление регистрируется в журнале в отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Костромской области; копия уведомления с отметкой о регистрации направляется уведомителю. Предварительное рассмотрение уведомления в отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации области  для подготовки мотивированного заключения осуществляется в течение 7 дней, если направляются запросы – в течение 45 дней, данный срок может быть продление еще на 30 дней).
  20.1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 5 пункта 5 настоящего Порядка, комиссия может принять одно из следующих решений:
1) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, замещающим государственную должность Костромской области, муниципальную должность, конфликт интересов отсутствует;
2) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, замещающим государственную должность Костромской области, муниципальную должность, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует лицу, замещающему государственную должность Костромской области, муниципальную должность, и (или) должностному лицу (органу), назначившему гражданина на государственную должность Костромской области, либо органу, которому подотчетно (подконтрольно) лицо, замещающее муниципальную должность, принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;
3) признать, что лицо, замещающее государственную должность Костромской области, муниципальную должность, не соблюдало требований об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует должностному лицу (органу), назначившему гражданина на государственную должность Костромской области, или органу, которому подотчетно (подконтрольно) лицо, замещающее муниципальную должность, применить к нему конкретную меру ответственности.
 
Постановление губернатора от 03.10.2016 № 207 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Костромской области, муниципальных должностей и лицами, замещающими данные должности, и соблюдения лицами, замещающими государственные должности Костромской области, муниципальные должности, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей»:
Проверка 60 дней (продление до 90 дней)
18. По результатам проверки руководитель отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Костромской области представляет губернатору Костромской области доклад о результатах проверки, в том числе содержащий:
5) рекомендации о внесении в представительный орган муниципального образования Костромской области обращения губернатора Костромской области об удалении главы муниципального образования Костромской области в отставку;
6) предложение о направлении материалов проверки в орган местного самоуправления муниципального образования Костромской области для сведения или применения к главе муниципального образования Костромской области мер юридической ответственности;
7) предложение о представлении материалов проверки в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Костромской области.
 
Ответственность
 
Федеральный закон № 273-ФЗ:
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
 
1. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
 
Типовые ситуации конфликта интересов на муниципальной службе и порядок их урегулирования
 
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность лица, замещающего муниципальную должность.
1.1.         Описание ситуации
Лицо, замещающее муниципальную должность (далее по тексту – должностное лицо) участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана его личная заинтересованность.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Костромской области (далее по тексту – комиссия) в письменной форме.
Комиссия рекомендует должностному лицу принять меры к урегулированию конфликта интересов. Например, рекомендуется временно выйти должностному лицу из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы является его родственник.
Комментарий
Осуществление должностным лицом функций муниципального управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
-       должностное лицо является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности муниципального органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом муниципальном органе является родственник должностного лица;
-       должностное лицо является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника должностного лица.
При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций муниципального управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если должностное лицо предоставляет муниципальные услуги, получение которых одним заявителем  не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает  полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.
 
     2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
2.1                 . Описание ситуации
Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, занимаются или собираются заниматься оплачиваемой деятельностью (преподавательской, научной и иной творческой деятельностью) в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае возникновения у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должностное лицо обязано проинформировать об этом комиссию в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого должностного лица со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения должностному лицу рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции муниципального управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации должностное лицо уже выполняло или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности комиссию в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации родственники должностного лица выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности комиссию в письменной форме.
Комментарий
В соответствии пунктом 3 части 3 статьи 12.1. Федерального закона № 273-ФЗ должностное лицо вправе заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. При этом ситуация, при которой должностное лицо получает или собирается получить материальную выгоду от организации,  на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность должностного лица может негативно влиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников должностного лица. Тем не менее, ситуация, когда родственники должностного лица владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. Под личной заинтересованностью должностного лица, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения должностным лицом при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов не только для самого должностного лица, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.
2.2.         Описание ситуации
Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом должностное лицо осуществляет в отношении последней отдельные функции муниципального управления.
 
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении в комиссию уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы должностному лицу следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными (служебными) обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники должностного лица уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности комиссию в письменной форме.
Комиссии рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения должностным лицом иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование должностным лицом своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
- услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными (служебными) обязанностями должностного лица;
- должностное лицо непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
- организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых должностное лицо осуществляет отдельные функции муниципального управления и т.д.
При обнаружении подобных фактов комиссии рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов.
Комментарий
При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными (служебными) обязанностями должностного лица, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в муниципальные органы и т.д. В этом случае должностное лицо не только осуществляет отдельные функции муниципального управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.
2.3.         Описание ситуации
Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении в комиссию уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы должностному лицу следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции муниципального управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации родственники должностного лица уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности комиссию в письменной форме.
Комиссия рекомендует должностному лицу принять меры к урегулированию конфликта интересов.
2.4.              Описание ситуации
Должностное лицо на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является муниципальный орган, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования
Комиссии рекомендуется указать должностному лицу, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов.
Важно отметить, что непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение должностного лица с муниципальной службы.
2.5.              Описание ситуации
Должностное лицо участвует в принятии решения о закупке муниципальным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности комиссию в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
Комиссии рекомендуется выйти должностному лицу из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у должностного лица есть личная заинтересованность.
 
     3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами
3.1.         Описание ситуации
Должностное лицо и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае если должностное лицо владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления, он обязан уведомить комиссию о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым должностное лицо может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи  должностным лицом может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники должностного лица владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления, должностное лицо обязано уведомить комиссию о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов должностному лицу необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников должностного лица ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников должностного лица ценных бумаг организации, на деятельность которой должностное лицо может повлиять в ходе исполнения должностных (служебных) обязанностей, также влечет конфликт интересов.
При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 12.3 Федерального закона № 273-ФЗ. Статья 12.3 устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов.
В то же время в статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в  свою очередь предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного закона, предусмотренная обязанность должностного лица передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда должностному лицу стало известно о возможности такого конфликта.
 
     4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
4.1.         Описание ситуации
Должностному лицу, его родственники или иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность должностного лица,  получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Комиссии, в случае если ей стало известно о получении должностным лицом подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции муниципального управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то в отношении должностного лица должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного должностным лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение должностным лицом других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностным лицом своих должностных (служебных) обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то должностному лицу рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации муниципального органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если комиссия обладает информацией о получении родственниками должностного лица подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции муниципального управления, рекомендуется:
- указать должностному лицу, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
- предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
Комментарий
Установлен запрет должностным лицом получать в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить должностному лицу подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит должностное лицо в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности должностного лица и, тем самым, могут нанести ущерб репутации муниципального органа и муниципальной службе в целом.
То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками должностного лица. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками должностного лица. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения должностного лица.
4.2.         Описание ситуации
Должностное лицо осуществляет отдельные функции муниципального управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные,  должностному лицу, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу следует уведомить комиссию в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Комиссии следует оценить, действительно ли отношения должностного лица с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей.
4.3.               Описание ситуации
Должностное лицо получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Комиссии, если стало известно о получении должностным лицом подарков от непосредственных подчиненных, следует указать должностному лицу на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать должностному лицу вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
 
     5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
5.1.         Описание ситуации
Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования
В этом случае должностному лицу и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, должностному лицу следует уведомить комиссию о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Комиссия рекомендует должностному лицу принять меры к урегулированию конфликта интересов.
5.2.              Описание ситуации
Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу следует уведомить комиссию о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Комиссия рекомендует должностному лицу принять меры к урегулированию конфликта интересов.
5.3.              Описание ситуации
Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу следует уведомить комиссию в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Комиссия рекомендует должностному лицу принять меры к урегулированию конфликта интересов.
5.4.              Описание ситуации
Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых должностное лицо осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу следует уведомить комиссию в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Комиссия рекомендует должностному лицу принять меры к урегулированию конфликта интересов.
 
     6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем при избрании лица на муниципальную должность
 Описание ситуации
должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до избрания на муниципальную должность.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу в случае осуществления им отдельных функций муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до избрания на муниципальную должность, рекомендуется уведомить комиссию в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Комиссии рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения должностного лица с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов.
Комментарий
Должностное лицо, избравшееся на муниципальную должность, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к  организации, в которой в прошлом работал. Возможна и обратная ситуация, при которой должностное лицо по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к бывшему работодателю (организации)  может воспрепятствовать объективному исполнению должностным лицом полномочий.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для лица, замещающего муниципальную должность, членов его семьи или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.
Тем не менее, следует учитывать, что должностное лицо обязано не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных полномочий.
 
7. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов
7.1.         Описание ситуации
Должностное лицо получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу запрещается принимать вопреки установленному порядку награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.
7.2.         Описание ситуации
Должностное лицо обнаруживает нарушения законодательства и рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу при выявлении нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые должностным лицом организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего муниципального органа и т.д. В любом случае, если должностное лицо не просто информирует организацию обо всех компаниях, предоставляющих  в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации должностного лица могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками должностного лица или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
7.3.              Описание ситуации
Должностное лицо выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу запрещается заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
Комиссии  при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение должностным лицом иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.
7.4.              Описание ситуации
Должностное лицо использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения и урегулирования
Должностному лицу запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим должностному лицу следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения должностным лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется губернатору Костромской области для решения вопроса о направлении материалов в правоохранительные органы по подведомственности.
 
Отдел по профилактике коррупционных и  иных правонарушений администрации Костромской области