Доклад о результатах правоприменительной практики в сфере
муниципального земельного контроля
на территории города Костромы
 
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль на территории города Костромы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области от 13.05.2015 № 181-а «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Костромской области», а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления: решением Думы города Костромы от 24.04.2015 № 77 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории города Костромы» и Административным регламентом осуществления Администрацией города Костромы функции по муниципальному земельному контролю, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26.06.2012 № 1306, с учетом положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании постановления Администрации города Костромы от 16.03.2015 № 514 «Об утверждении Положения об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы», полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории города Костромы возложены на специалистов отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы (далее – Управление) в количестве 2 человек.
Объектами муниципального земельного контроля являются расположенные в границах города Костромы:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области предусмотрена административная и иная ответственность.
Должностные лица Управления в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:
- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;
- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;
- требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, в указанных целях;
- обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- предписаний, выданных должностными лицами Управления в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Муниципальный земельный контроль в 2018 году осуществлялся в форме проверок, проводимых, в том числе в соответствии с ежегодными планами проведения органами муниципального земельного контроля плановых проверок в отношении юридических и физических лиц. Указанные планы размещены на официальном сайте Администрации города Костромы, планы в отношении юридических лиц также размещены в сети Интернет на официальном сайте органов прокуратуры.
Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц проводятся исключительно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 26.1 Закона № 294-ФЗ с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.
При осуществлении муниципального земельного контроля Управление взаимодействует с органами государственного земельного надзора. Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515.
Управлением за 8 месяцев 2018 года на территории города Костромы проведено:
- 37 плановых и внеплановых проверок, из них:
- 2 - в отношении юридических лиц (1 – внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, 1 –проверка плановая);
- 35 – в отношении физических лиц (6 –внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний, 29 –проверок плановых);
- 68 плановых рейдовых осмотров;
- выявлено 28 нарушений земельного законодательства;
- вынесено 11 предостережений в отношении юридических лиц о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства;
- вынесено 17 предписаний на устранение выявленных нарушений;
- по фактам неисполнения ранее выданных предписаний составлено и направлено на рассмотрение в мировые суды 4 протокола об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения наложено штрафов на сумму 0,9 тыс. руб.;
- вынесено 2 повторных предписания, исполнение данных предписаний находится на контроле.
- 15 материалов по выявленным нарушениям направлены в адрес Управления Росреестра по Костромской области, по результатам рассмотрения материалов муниципального земельного контроля:
- составлено 5 протоколов об административной ответственности, наложено штрафов на сумму 45,0 тыс. рублей, вынесен 1 отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено 1 устное замечание.
В 2018 году эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по муниципальному земельному контролю не привлекались.
План проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля на вышеуказанный период 2018 года в отношении юридических лиц выполнен на выполнен на 33%, в отношении физических лиц на 45 %.
Средняя нагрузка за период  с 01.01 по 01.09.2018 года составила 18 проверок на одного сотрудника (проверки физ. лиц и 2 проверки юридических лиц).
В 2018 году при выявлении правонарушений в сфере земельного законодательства муниципальными земельными инспекторами в достаточной мере реализуются предоставленные им полномочия по вынесению предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении лиц, не исполнивших в установленные сроки предписания об устранении нарушений законодательства, а также активно реализуются полномочия по вынесению предостережений в отношении юридических лиц.
Повышению эффективности осуществления муниципального земельного контроля будет способствовать:
·         повышение штрафных санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица об устранении нарушений законодательства, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.