Доклад о результатах правоприменительной практики в сфере
муниципального земельного контроля
на территории города Костромы за 2019 год
 
(с 01.01.2019- 30.11.2019)
 
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль на территории города Костромы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области от 13.05.2015 № 181-а «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Костромской области», а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления: решением Думы города Костромы от 24.04.2015 № 77 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории города Костромы» и Административным регламентом осуществления Администрацией города Костромы функции по муниципальному земельному контролю, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26.06.2012 № 1306, с учетом положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании постановления Администрации города Костромы от 16.03.2015 № 514 «Об утверждении Положения об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы», полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории города Костромы возложены на специалистов отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы (далее – Управление) в количестве 2 человек.
Объектами муниципального земельного контроля являются расположенные в границах города Костромы:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области предусмотрена административная и иная ответственность.
Должностные лица Управления в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:
- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;
- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;
- требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, в указанных целях;
- обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- предписаний, выданных должностными лицами Управления в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Муниципальный земельный контроль в 2019 году осуществлялся в форме проверок, проводимых, в том числе в соответствии с ежегодным планом проведения органами муниципального земельного контроля плановых проверок в отношении физических лиц. Указанный план размещен на официальном сайте Администрации города Костромы, проведение плановых проверок в отношении юридических лиц в 2019 году не предусмотрено. Также проводились внеплановые проверки в отношении физических лиц, в том числе внеплановые проверки исполнения ранее выданных предписаний.
Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц проводятся исключительно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Следует отметить, что с 01.01.2018 по 31.12.2020 плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, проводятся в соответствии со статьей 26.2 Закона № 294-ФЗ.
При осуществлении муниципального земельного контроля Управление взаимодействует с органами государственного земельного надзора. Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515.
Управлением за 11 месяцев 2019 года на территории города Костромы проведено:
- 109 плановых и внеплановых проверок, из них:
- 1 - в отношении юридических лиц - внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, указанное предписание исполнено в полном объеме;
- 108 – в отношении физических лиц (30 – внеплановых проверок, из них 10 –внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний, 78 –проверок плановых);
- 228 плановых рейдовых осмотров;
- выявлено 86 нарушений земельного законодательства;
- вынесено 15 предостережений в отношении юридических лиц о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства, в 2020 году будет рассмотрен вопрос о включении данных юридических лиц в план проведения плановых проверок на 2021 год;
- вынесено 67 предписаний на устранение выявленных нарушений, из них 6 повторных предписания, исполнение данных предписаний находится на контроле, материалы в отношении собственников 4 земельных участков переданы в Управление имущественных и земельных отношений для принятия мер к устранению выявленных нарушений в судебном порядке и взысканию неосновательного обогащения;
- по фактам неисполнения ранее выданных предписаний составлено и направлено на рассмотрение в мировые суды 5 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения наложено штрафов на сумму 1,2 тыс. руб.;
- 36 материалов по выявленным нарушениям направлены в адрес Управления Росреестра по Костромской области, по результатам рассмотрения материалов муниципального земельного контроля:
- составлено 16 протоколов об административной ответственности, наложено штрафов на сумму 80,0 тыс. рублей, вынесено 7 отказов в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено 2 устных замечания, 11 материалов находятся на рассмотрении.
Следует отметить, что в связи с внесениями изменений в Градостроительный кодекс РФ, увеличился объем исполняемых полномочий по муниципальному земельному контролю, а именно:
- осуществление мероприятий муниципального земельного контроля в целях выявления фактов наличия (отсутствия) начатых работ по строительству, реконструкции объектов, для внесения изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения;
- принятие мер в связи с поступлением уведомления о несоответствии планируемых либо построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов в части недопущения нарушений земельного законодательства.
В рамках указанных полномочий составлено и передано для принятия мер в судебном порядке 2 уведомления о выявлении самовольных построек на территории города Костромы.
В 2019 году эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по муниципальному земельному контролю не привлекались.
План проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля на вышеуказанный период 2019 года выполнен, в отношении физических лиц на 100%.
Средняя нагрузка за период с 01.01 по 01.12.2019 года составила 54 проверки и 114 плановых (рейдовых) осмотра на одного сотрудника.
В 2019 году при выявлении правонарушений в сфере земельного законодательства муниципальными земельными инспекторами в достаточной мере реализуются предоставленные им полномочия по вынесению предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении лиц, не исполнивших в установленные сроки предписания об устранении нарушений законодательства, а также активно реализуются полномочия по вынесению предостережений в отношении юридических лиц.
Повышению эффективности осуществления муниципального земельного контроля будет способствовать:
·                     проведение обучения специалистов, осуществляющих муниципальный земельный контроль по вопросам осуществления муниципального земельного контроля;
·                     организация и проведение профилактической работы с населением по предотвращению нарушений земельного законодательства путем привлечения средств массовой информации к освещению актуальных вопросов муниципального земельного контроля, разъяснения положений земельного законодательства.
·                     повышение штрафных санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица об устранении нарушений законодательства, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.