Доклад о результатах правоприменительной практики в
сфере
муниципального земельного контроля
на территории города Костромы за 2019 год
(с 01.01.2019- 30.11.2019)
Под муниципальным земельным контролем понимается
деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением
органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов
земельных отношений требований законодательства Российской Федерации,
законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых
законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской
Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный
земельный контроль на территории города Костромы
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в
порядке, установленном постановлением администрации Костромской области от
13.05.2015 № 181-а «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного
контроля на территории Костромской области», а также принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления: решением Думы города Костромы от 24.04.2015 № 77 «Об
утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на
территории города Костромы» и Административным регламентом осуществления
Администрацией города Костромы функции по муниципальному земельному контролю,
утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26.06.2012 № 1306,
с учетом положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
На
основании постановления Администрации города Костромы от 16.03.2015 № 514 «Об
утверждении Положения об Управлении архитектуры и градостроительства
Администрации города Костромы», полномочия по осуществлению муниципального
земельного контроля на территории города Костромы возложены на специалистов
отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления
архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы (далее – Управление)
в количестве 2 человек.
Объектами муниципального земельного
контроля являются расположенные в границах города Костромы:
1) земля как природный объект и природный
ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Предметом проверок при осуществлении
муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов
земельных отношений органами государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований
законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, за
нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством
Костромской области предусмотрена административная и иная ответственность.
Должностные лица Управления в рамках муниципального
земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:
- требований земельного законодательства о недопущении
самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без правоустанавливающих
и правоудостоверяющих документов;
- требований земельного законодательства об
использовании земельных участков по целевому назначению;
- требований земельного законодательства, связанных с
обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного
или иного строительства, в указанных целях;
- обязанностей по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению;
- предписаний, выданных должностными лицами Управления
в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного
законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Муниципальный земельный контроль в 2019 году
осуществлялся в форме проверок, проводимых, в том числе в соответствии с ежегодным
планом проведения органами муниципального земельного контроля плановых проверок
в отношении физических лиц. Указанный план размещен на официальном сайте
Администрации города Костромы, проведение плановых проверок в отношении
юридических лиц в 2019 году не предусмотрено. Также проводились внеплановые
проверки в отношении физических лиц, в том числе внеплановые проверки
исполнения ранее выданных предписаний.
Внеплановые проверки соблюдения земельного
законодательства в отношении юридических лиц проводятся исключительно по
основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №
294-ФЗ).
Следует отметить, что с 01.01.2018 по 31.12.2020
плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от
24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, проводятся в
соответствии со статьей 26.2 Закона № 294-ФЗ.
При осуществлении муниципального земельного контроля Управление
взаимодействует с органами государственного земельного надзора. Правила
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный
земельный контроль, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.12.2014 № 1515.
Управлением за 11 месяцев 2019 года на
территории города Костромы проведено:
- 109 плановых и внеплановых проверок, из
них:
- 1 - в отношении юридических лиц - внеплановая
проверка исполнения ранее выданного предписания, указанное предписание
исполнено в полном объеме;
- 108 – в отношении физических лиц (30 –
внеплановых проверок, из них 10 –внеплановых проверок исполнения ранее выданных
предписаний, 78 –проверок плановых);
- 228
плановых рейдовых осмотров;
- выявлено 86 нарушений земельного
законодательства;
- вынесено 15 предостережений
в отношении юридических лиц о недопустимости нарушений обязательных требований
земельного законодательства, в 2020 году будет рассмотрен вопрос о включении
данных юридических лиц в план проведения плановых проверок на 2021 год;
- вынесено 67 предписаний на
устранение выявленных нарушений, из них 6 повторных предписания, исполнение
данных предписаний находится на контроле, материалы в отношении собственников 4
земельных участков переданы в Управление имущественных и земельных отношений
для принятия мер к устранению выявленных нарушений в судебном порядке и
взысканию неосновательного обогащения;
- по фактам неисполнения
ранее выданных предписаний составлено и направлено на рассмотрение в мировые
суды 5 протоколов об административных правонарушениях, по результатам
рассмотрения наложено штрафов на сумму 1,2 тыс. руб.;
- 36
материалов по выявленным нарушениям направлены в адрес Управления Росреестра по Костромской области, по результатам
рассмотрения материалов муниципального земельного контроля:
- составлено
16 протоколов об административной ответственности, наложено штрафов на сумму 80,0 тыс. рублей, вынесено 7 отказов в возбуждении дела об
административном правонарушении, вынесено 2 устных замечания, 11 материалов
находятся на рассмотрении.
Следует отметить, что в связи с внесениями
изменений в Градостроительный кодекс РФ, увеличился объем исполняемых
полномочий по муниципальному земельному контролю, а именно:
- осуществление мероприятий муниципального
земельного контроля в целях выявления фактов наличия (отсутствия) начатых работ
по строительству, реконструкции объектов, для внесения изменений в разрешение
на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения;
- принятие мер в связи с поступлением
уведомления о несоответствии планируемых либо построенных или
реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых
домов в части недопущения нарушений земельного законодательства.
В рамках указанных полномочий составлено и
передано для принятия мер в судебном порядке 2 уведомления о выявлении
самовольных построек на территории города Костромы.
В 2019 году эксперты и представители
экспертных организаций к проведению мероприятий по муниципальному земельному
контролю не привлекались.
План проведения мероприятий по
осуществлению муниципального земельного контроля на вышеуказанный период 2019
года выполнен, в отношении физических лиц на 100%.
Средняя нагрузка за период с 01.01 по 01.12.2019
года составила 54 проверки и 114 плановых (рейдовых) осмотра на одного
сотрудника.
В 2019 году при
выявлении правонарушений в сфере земельного законодательства муниципальными земельными инспекторами в достаточной мере реализуются предоставленные им
полномочия по вынесению предписаний об устранении нарушений земельного
законодательства, по возбуждению дел об административных
правонарушениях в отношении лиц, не исполнивших в установленные сроки
предписания об устранении нарушений законодательства, а также активно
реализуются полномочия по вынесению предостережений в отношении юридических лиц.
Повышению эффективности осуществления муниципального
земельного контроля будет способствовать:
·
проведение обучения специалистов,
осуществляющих муниципальный земельный контроль по вопросам осуществления
муниципального земельного контроля;
·
организация и проведение
профилактической работы с населением по предотвращению нарушений земельного
законодательства путем привлечения средств массовой информации к освещению
актуальных вопросов муниципального земельного контроля, разъяснения положений
земельного законодательства.
·
повышение штрафных санкции за
невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица об
устранении нарушений законодательства, неповиновение законному распоряжению или
требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом
служебных обязанностей.