«Особенности приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год».
Речь идет о Приказе Минобрнауки России от 15.06.2020 N 726 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год».
Особенности определяют правила приема граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в организации высшего образования и научные организации, обусловленные мероприятиями, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ.
Приводятся в числе прочего сроки зачисления на конкурсные места, порядок подачи заявления о приеме, порядок представления документов.
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2020 г. N 547, которым были утверждены аналогичные правоотношения.
 
Уточнен статус аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году.
Речь идет о Приказе Минпросвещения России от 17.06.2020 N 309 «О внесении изменения в Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 295 «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году».
Установлено, что аттестаты об основном общем и среднем общем образовании, заполненные в соответствии с особенностями заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году и выданные в 2020 году, являются действительными.
 
Изменены правила приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
Речь идет о Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
Актуализация порядка приема связана с введением информационных систем доступности дошкольного образования, а также с установлением права на преимущественный прием на обучение детей, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства, в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
В соответствии с Порядком прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Направление и прием в образовательную организацию осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка.
Установлен исчерпывающий перечень сведений, которые указываются родителями (законными представителями) в заявлении для направления и (или) приема ребенка.
Руководитель образовательной организации издает распорядительный акт о зачислении ребенка в образовательную организацию в течение трех рабочих дней после заключения договора об образовании.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293.
 

Изменена процедура осуществления Рособрнадзором федерального государственного контроля качества образования»

Речь идет о Приказе Рособрнадзора от 20.03.2020 N 367 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля качества образования».
Предметом контроля является оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе в:
- организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- российских образовательных организациях, расположенных за пределами территории РФ, и др.
Предусмотрены, в числе прочего права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля, и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.
Результатом осуществления контроля в форме проверок организаций являются:
- составление акта проверки либо акта о невозможности проведения проверки;
- приостановление действия государственной аккредитации образовательной деятельности и установление срока устранения выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам;
возобновление действия государственной аккредитации;
лишение организации государственной аккредитации.
Признан не подлежащим применению аналогичный Приказ Минобрнауки России от 06.07.2016 N 822.
 

Об использовании средств дистанционного взаимодействия при предоставлении госуслуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы»

Речь идет об Информации Росприроднадзора «Об изменениях законодательства в области экологической экспертизы».
Разъяснены поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 N 849 в Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».
Также уточняется, что в целях оптимизации процессов, связанных с предоставлением Росприроднадзором государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, стабилизации эпидемиологической обстановки и недопущения рецессии организационные заседания будут проводиться путем использования систем видео-конференц-связи, а ответы на письменные обращения по вопросам предоставления вышеназванной государственной услуги направляться на указанные заявителями адреса электронной почты в виде электронного документа с использованием ЭЦП.
 

Верховный Суд РФ обобщил правовые позиции, выработанные по спорам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Речь идет об «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).
Судам при рассмотрении таких дел рекомендуется обратить внимание, в частности, на следующее:
- отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и диагностику заболеваний;
- в случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, что привело к необходимости приобретения гражданином лекарственного препарата за счет собственных средств, понесенные им расходы могут быть возмещены за счет фармацевтической организации;
- достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не является основанием для отказа в выплате одному из родителей такого ребенка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому в связи с невозможностью посещать им образовательное учреждение по состоянию здоровья;
- в случае необеспечения территориальным органом ФСС РФ в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к необходимости оплаты стоимости такого проезда за счет собственных средств гражданина, потраченные им средства могут быть возмещены за счет территориального органа ФСС РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено;
- наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки.
Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано;
срок исковой давности по требованию органа социальной защиты к гражданину о взыскании излишне выплаченной ему региональной социальной доплаты к пенсии следует исчислять с момента, когда такой орган в силу своей компетенции и полномочий узнал или должен был узнать о возможной утрате гражданином права на такую доплату к пенсии;
положения статьи 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки применению не подлежат.
 

Утверждены сроки и особенности проведения ЕГЭ в 2020 году

Речь идет об Информации Рособрнадзора «Утверждено расписание ЕГЭ-2020 и особенности его проведения в текущем году».
ЕГЭ на территории России и за ее пределами пройдет по единому расписанию, которое предусматривает проведение пробного экзамена, основного и дополнительного периодов ЕГЭ.
Основной период ЕГЭ в 2020 году начнется с пробного экзамена 29 и 30 июня, в ходе которого будут протестированы все экзаменационные процедуры.
3 июля пройдут ЕГЭ по географии, литературе и информатике, 6 и 7 июля - ЕГЭ по русскому языку, 10 июля - по профильной математике, 13 июля - по истории и физике, 16 июля - по обществознанию и химии, 20 июля - по биологии и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам, 22 и 23 июля пройдет устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам, кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля - по всем учебным предметам.
Для участников, которые по уважительным причинам не смогут сдать ЕГЭ в июле, предусмотрен дополнительный период проведения экзаменов в августе.
3 августа пройдет ЕГЭ по географии, литературе, информатике, биологии, истории и устной части экзамена по иностранным языкам, 5 августа - ЕГЭ по русскому языку, 7 августа - по обществознанию, химии, физике, профильной математике и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам. 8 августа в расписании предусмотрен резервный день для сдачи экзаменов по всем предметам.
ЕГЭ в 2020 году будет проводиться по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и ИКТ. Математика базового уровня из числа предметов ЕГЭ в 2020 году исключена. Экзамены будут проводиться только в целях использования их результатов при приеме на обучение в вузы.
Обучающиеся 10 классов участниками ЕГЭ в 2020 году стать не смогут.
Участники экзаменов вправе изменить перечень выбранных для сдачи учебных предметов и сроки участия в ЕГЭ, указанные в ранее поданных заявлениях. Для этого необходимо не позднее, чем за неделю до даты соответствующего экзамена, подать заявление в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) своего региона.
В случае большого количества участников экзаменов в субъекте РФ, зарегистрированных на один учебный предмет, и невозможности проведения экзамена по этому предмету для всех участников в установленную дату основного периода с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, ГЭК вправе определить для части или всех участников экзамена другую дату его проведения в один из резервных дней основного периода.
К экзаменам в резервные сроки основного периода ЕГЭ допускаются участники, которые пропустили экзамен в основной срок по болезни или иной уважительной причине, подтвержденной документально, а также те, у кого совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, и участники, чьи апелляции о нарушении порядка проведения ЕГЭ были удовлетворены конфликтной комиссией. В дополнительный период ЕГЭ 2020 года сдать экзамены смогут только те участники, которые не смогли по уважительным причинам принять участие в экзаменах в дни основного периода.
 

Плановые проверки медицинской деятельности в 2020 году проводиться не будут

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 13.06.2020 N 862 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2020 году».
Скорректированы особенности проведения в 2020 году проверок в отношении юрлиц и ИП в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Так, в частности, дополнен перечень внеплановых проверок, которые могут проводиться в отношении лиц, относящихся к субъектам МСП и некоммерческих организаций с численностью работников за 2019 год не более 200 человек (за исключением политических партий и НКО - иностранных агентов).
В отношении проверок иных лиц, не указанных выше, также внесено уточнение, предусматривающее запрет на проведение в 2020 году плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
 

Верховный Суд РФ разъяснил вопросы применения положений ГК РФ о прекращении обязательств

Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств».
Указано, в частности, что перечень оснований прекращения обязательств не является закрытым, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть не упомянутое в законе или ином правовом акте основание прекращения обязательства и прекратить как договорное, так и внедоговорное обязательство, а также определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Основания прекращения обязательства могут являться как односторонней сделкой (например, заявление о зачете) или соглашением (например, предоставление и принятие отступного), так и не зависеть от воли сторон (в частности, прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления).
Обращено внимание судов на то, что прекращение договорного обязательства по ряду оснований может быть выражено в форме соглашения сторон и представлять собой частный случай расторжения или изменения договора.
Проанализированы следующие способы прекращения обязательств: отступное, прекращение обязательств зачетом, новация, прощение долга, прекращение обязательства невозможностью исполнения и др.
 
Внесены поправки в отдельные постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам
Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 7 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам».
В связи с изменением законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами внесены поправки в следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ:
- от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога";
- от 27.04.2017 N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде";
- от 15.11.2016 N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности";
- от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".
В частности, указано, что запрет определенных действий является наиболее мягкой из мер пресечения, избираемых только судом, и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью 6 статьи 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных запретов.
В связи с этим при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога или заключения под стражу суду следует обсудить со сторонами возможность применения запрета определенных действий как альтернативы более строгой мере, а в случае если суд придет к выводу об отсутствии оснований для его применения, мотивировать этот вывод в судебном решении.
В случаях когда деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершено лицом в целях устранения либо недопущения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Например, не влечет уголовной ответственности временное осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (лицензия не продлена в установленные сроки), если прекращение указанной деятельности может привести к дезорганизации работы объектов жизнеобеспечения (прекращение водозабора, водоочистки, теплоснабжения жилья и социальных объектов населенного пункта, угроза техногенной аварии и т.д.).
 
Верховным Судом РФ даны разъяснения по некоторым вопросам применения норм КАС РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции
Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
В частности, сообщается следующее:
- при проверке соблюдения сроков апелляционного обжалования необходимо иметь в виду, что соответствующий срок не считается пропущенным, если жалоба, представление были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 4 статьи 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи апелляционных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы, представления (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции, уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов, и др.);
- если на судебный акт поданы апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление и одновременно поставлен вопрос о восстановлении пропущенного срока их подачи, суд первой инстанции сначала решает вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, а затем в случае отсутствия оснований для оставления без движения, возвращения жалобы, представления выполняет требования частей 1, 4, 6 статьи 302 КАС РФ о направлении лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним документов, о направлении дела (материала) вместе с жалобой, представлением в суд апелляционной инстанции;
- при подаче апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления в установленный законом срок вместе с заявлением о восстановлении срока на их подачу такое заявление судом не рассматривается;
- неуказание в жалобе, представлении номера административного дела, присвоенного судом первой инстанции, при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, подающее жалобу, представление, о движении дела, или при наличии названных сведений в материалах дела, а также иные недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление таких жалобы, представления без движения.
Срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности от суда места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу, а также с учетом иных обстоятельств.
 
За работу 1 июля - в день всенародного голосования – граждане получат оплату за этот день в двойном размере
Речь идет об информации Роструда от 15.06.2020 «За работу 1 июля россияне получат зарплату в двойном размере».
На оплату труда работников в день всенародного голосования распространяются те же нормы Трудового кодекса РФ, что и на оплату труда в праздничные дни, то есть в повышенном размере.
Работающим сдельно выплачивается дополнительное вознаграждение, как и за работу в другие праздничные дни, если такое вознаграждение установлено локальными нормативными актами.
Для тех, кто в этот день не работает, оплата труда за июль не снижается.
Также по желанию работника, работающего 1 июля, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа непосредственно в день голосования оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. При этом 1 июля не исключается из нормы рабочего времени, следовательно, отпуск на этот день не продлевается.
 
Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.2020 № 99 - ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, с 1 апреля вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые обусловлены распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны. Одним из наиболее актуальных изменений при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, является введение специальной ответственности за реализацию и отпуск препаратов по завышенным ценам.
Изменения затронули ст. 14.4.2 КоАП РФ о нарушениях законодательства об обращении лекарств, в которой появилась новая часть. Она предусматривает штрафы за реализацию либо отпуск препаратов, если при этом нарушаются требования в части установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам фармпроизводителей.
Установлены следующие размеры штрафов:
- для должностных лиц - от 250 тыс. до 500 тыс. руб.;
- для организаций и ИП - двукратный размер излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам. Сумма рассчитается за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
 
Родители ребенка, на обеспечении которых он находится, имеют право ежемесячно получать стандартный налоговый вычет.
Стандартные налоговые вычеты определены статьей 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Стандартный вычет на ребенка – это уменьшение суммы подоходного налога, которую ежемесячно вычитают из заработной платы. При этом вычет могут получать оба родителя одновременно. Такое же право имеют супруги родителей, усыновителя, опекуна, попечителя, приемных родителей, супруга приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. В каждом случае при предоставлении вычета учитываются размер дохода родителя. Вычет предоставляется ежемесячно до тех пор, пока доход (зарплата) родителя, исчисленный с начала года, не достигнет 350 000 руб. Вычет предоставляется до достижения детьми совершеннолетия или 24 лет, в случае если они являются учащимися очной формы обучения, студентами, аспирантами, ординаторами, интернами или курсантами. В повышенном размере вычет предоставляется на ребенка-инвалида, а также учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
 Получить налоговый вычет можно у работодателя или в налоговом органе, куда надлежит подать заявление и представить документы, подтверждающие право на вычет: свидетельство о рождении ребенка; справку об инвалидности, если ребенок имеет такой статус; для учащихся (студентов) справку из образовательной организации; свидетельство о регистрации брака родителей, для опекунов - постановление органа опеки и попечительства о назначении опеки (договор о приемной семье). Одиноким родителям надлежит дополнительно представить свидетельство о смерти второго родителя или документ о признании его безвестно отсутствующим; для родителей, не находящихся в браке – паспорт.
 
С 9 апреля 2020 года вступили в силу Правила государственной регистрации аттракционов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации.
Данными правилами определено, что аттракцион - это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия.
Лицо, эксплуатирующее аттракционы, обязано зарегистрировать аттракцион в органе Гостехнадзора по месту установки аттракциона. Каждый аттракцион подлежит государственной регистрации, либо временной государственной регистрации по месту пребывания, до ввода его в эксплуатацию, за исключением аттракционов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу указанных Правил.
Аттракционы, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Правил, в зависимости от степени потенциального риска должны быть зарегистрированы в срок от 24 до 30 месяцев со дня вступления в силу Правил.
Также эксплуатант должен обеспечить размещение государственного регистрационного знака (полученного после регистрации) в зоне видимости посетителей при входе на аттракцион, а для самоходных аттракционов, передвигающихся по установленному маршруту, - на передней части аттракциона по его оси симметрии или слева от нее. Государственный регистрационный знак должен содержать код региона государственной регистрации аттракциона, номер государственного регистрационного знака, QR-код Эксплуатация аттракционов без государственной регистрации (за исключением введенных в эксплуатацию до вступления Правил в силу) запрещена.
 
С 05.05.2020 вступили в силу дополнения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которыми изменен порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка.
Ранее при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитывались доходы членов семьи, признанных безработными. Теперь они не учитываются.
За подробной информацией и по всем вопросам, связанным с расчетом и перерасчетом ежемесячной выплаты, следует обращаться:
— при назначении выплаты в отношении одного ребенка — в орган социальной защиты населения;
— при назначении выплаты в отношении второго ребенка — в орган Пенсионного фонда России, в том числе, одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал.
 
Федеральным законом от 8 июня 2020 года № 165-ФЗ внесены изменения в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с данными изменениями лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
Также определено, что требование части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о наличии среднего профессионального или высшего образования не распространяется на педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Указанные изменения вступили в силу с 19 июня 2020 года.
 
C 01.06.2020 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно изменениям, внесенным в статью 101 закона, расширен перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.
Одновременно на должника возлагается обязанность предоставлять документы, подтверждающие наличие у него денежных средств, на которые в соответствии с указанными положениями закона не может быть обращено взыскание.
Кроме того, лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах устанавливается Банком России.
Также лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
Еще одно нововведение касается расширения перечня сведений, который судебный пристав-исполнитель в целях установления имущественного положения должника может запрашивать у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций (часть 9 статьи 69 закона). Так, судебный пристав сможет получить данные о любых видах банковских счетов должника и другие сведения о его имуществе.
 
Федеральным законом от 08.06.2020 № 171-ФЗ внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.
Внесенными изменениями устанавливается исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению споров с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон, в соответствии с которыми рассмотрение таких споров отнесено к компетенции иностранных судов, международных коммерческих арбитражей, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
При этом лицам, в отношении которых инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по таким спорам, или лицам, имеющим доказательства того, что это разбирательство будет инициировано, предоставляется право обратиться с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в названных иностранном суде, международном коммерческом арбитраже.
Кроме того, федеральным законом предусматривается, что арбитражный суд по требованию заявителя вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в случае неисполнения таким лицом судебного акта.
При этом у налоговых органов, помимо сведений, предусмотренных частью 9 статьи 69 закона, может быть запрошена иная информация, необходимая для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
 
Федеральным законом от 08.06.2020 № 169-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Указанные изменения направлены на предоставление мер налоговой поддержки отдельным категориям налогоплательщиков в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, Федеральным законом индивидуальные предприниматели и включённые в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также организации, включённые в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, религиозные и иные некоммерческие организации освобождаются от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов за второй квартал 2020 года.
Федеральным законом для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчётный период 2020 года – 20 318 рублей.
Разрешается включать в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходы в виде стоимости имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Также Федеральным законом разрешается включать в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходы в виде стоимости имущества (в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации), безвозмездно переданного социально ориентированным некоммерческим организациям, включённым в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, религиозным организациям, а также иным некоммерческим организациям, включённым в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, освобождаются от налогообложения такие доходы физических лиц, как доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам, доходы в виде материальной выгоды по заключённым налогоплательщиками кредитным договорам, а также доходы в виде выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, дополняется доходами в виде сумм прекращённых обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключённым налогоплательщиками кредитным договорам.
Подробнее c документом можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
 
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 марта 2020 года № 162 утвержден перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу России впервые.
Всего в перечень внесено 43 вида животных, из них 29 птиц и 14 млекопитающих.
За незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственности.
Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа краснокнижных животных влечёт наказание по части 1 статьи 258.1 Уголовного кодекса РФ в виде лишения свободы на срок до 4 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.
Также в результате незаконных действий в отношении краснокнижных животных или растений будет взыскан ущерб, причиненный окружающей среде.
 
Федеральным законом от 08.06.2020 № 168-ФЗ установлены организационно-правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации (федерального регистра сведений о населении).
Федеральный регистр сведений о населении является совокупностью сведений о населении Российской Федерации, сформированных на основе сведений о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, либо признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность, которые содержатся в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органах управления государственными внебюджетными фондами.
В федеральный регистр сведений о населении включаются: сведения о физическом лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата смерти, место рождения, место смерти, пол, сведения о семейном положении, гражданство РФ и (или) гражданство (подданство) иностранного государства и пр.); идентификаторы записи акта о рождении, записи акта о смерти, документа, удостоверяющего личность, сведений о регистрационном и миграционном учете, сведений о постановке на учет в налоговом органе, сведений о постановке на воинский учет, сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, сведений о постановке на учет в органах службы занятости, документа об образовании, записей о физических лицах, являющихся родителями, супругом (супругой), ребенком (детьми) физического лица и пр.
Федеральный регистр сведений о населении формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).
С 08.06.2020 до 31.12.2025 устанавливается переходный период, в соответствии с которым отдельные положения указанного Федерального закона вступают в силу поэтапно до 1 января 2026 года.
 
Административная ответственность за нарушения в области воинского учета установлена главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ранее срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьями вышеуказанной главы КоАП РФ  составлял 3 месяца.
Федеральным законом № 132-ФЗ от 24.04.2020 внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым срок давности по указанным выше статьям теперь составляет 3 года с момента совершения административного правонарушения.
Учитывая изложенное, в настоящее время срок привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года со дня совершения административного правонарушения.
 
С 1 июля 2020 года вступают в силу Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728.
Постановлением устанавливается новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты, а также обновляет существующую систему компенсации наносимого экологического ущерба.
Одним из наиболее значимых нововведений является утверждение правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями.
Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность, то теперь для всей страны будет действовать единый порядок расчета нормативов и исчисления платы.
До 1 июля органы местного самоуправления должны утвердить нормативы состава сточных вод абонентов, рассчитанные по единой, предусмотренной правилами формуле. После указанной даты водоканалы смогут рассчитывать плату за превышение абонентами установленных показателей загрязнения сточных вод.
Для минимизации экологического ущерба установлены требования к содержанию плана снижения сбросов сточных вод, а также порядок и сроки его согласования.
Кроме того, постановление закрепило порядок начисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах и превышающих установленные допустимые нормативы. В случае если абонент не превысил плановые нормативы загрязнения, то плата может быть уменьшена на величину произведенных на эти цели затрат.
 
Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком при следующих условиях:
1) имущество по состоянию на день подачи заявления находится в аренде непрерывно в течение двух лет и более;
2) у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам:
- на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества, когда оно выкупается в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ;
- на день подачи заявления о реализации преимущественного права в случае, когда имущество выкупается в порядке, предусмотренном ч. 2, 2.1 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
При этом право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Помимо прочего, стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.
 
Федеральным законом от 01 апреля 2020 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 15.332 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации») дополнена частью 2.
Предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 21 статьи 6 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ дела о данных административных правонарушениях подведомственны федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.
 
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, действующие на период до 31.12.2020.
В соответствии с Временными правилами в целях поиска подходящей работы граждане вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.