10.06.2021
СТАТИСТИК 2.0 — КАКИМ
ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ
Всего
несколько лет назад будущее статистического образования в России находилось под
большим вопросом. Необходимость думать о будущем и формировать стандарты для
статистиков XXI века заставляет Росстат переходить к решительным действиям.
Перспективы развития
статистического образования в России стали центральной темой прошедшего 8 июня
заседания Общественного совета при Росстате. Участие в обсуждении приняли
представители ведущих вузов, компаний-работодателей и экспертного сообщества.
По оценке Росстата, сегодня более
100 тысяч человек в стране могут назвать себя статистиками или специалистами по
работе с данными. Они заняты в органах власти, частном бизнесе, банках и
страховых компаниях, профессиональных ассоциациях и СМИ. Профессия статистик,
или data scientist, входит
в число самых перспективных, по оценке ведущих международных консалтинговых
компаний.
Однако еще пять лет назад будущее
статистического образования в России находилось под большим вопросом. В 2018
году российские вузы не выпустили ни одного выпускника по программе
«Статистика». При этом спрос на специалистов, умеющих работать с данными,
стремительно рос и продолжает расти.
«Очевиден запрос на возрождение
статистического образования. Есть идеи со стороны вузов и спрос со стороны
государства, бизнеса и общества. Генерация данных идет с огромной скоростью, а
вот в подготовке специалистов, которые могут расшифровать цифры, проследить
взаимосвязи и дать определенную картину, наблюдается кризис», — считает председатель
Общественного совета при Росстате Андрей Клепач.
На этом фоне в Росстате от
простой констатации дефицита кадров в органах статистики решили перейти к
решительным действиям сразу по нескольким направлениям.
«Надо научиться искать таланты
внутри системы и вне ее. Чтобы обеспечить подготовку современных статистиков,
мы видим два больших направления работы: взаимодействие с вузами и создание
системы повышения квалификации внутри Росстата. Это позволит сформировать
эффективную систему подготовки кадров», — уверен глава Росстата Павел Малков.
В Росстате уже запущено несколько
программ внутреннего обучения: образовательный фестиваль «Лидеры Росстата»,
обучающие программы «Клик», «Statistics
MBA» и другие. Объединит уже начатые образовательные инициативы
Росстата программа «Импульс», направленная на развитие компетенций и навыков,
создание кадрового резерва, а также формирование системы кадровых и
профессиональных лифтов.
Среди наиболее важных проектов,
позволяющих вернуться к качественному статистическому образованию, Павел Малков
отметил возрождение на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова профильного института — МЭСИ,
а также расширение программы сотрудничества с федеральными и региональными
вузами.
К июню 2021 года Росстатом
подписано более 25 соглашений, в том числе с шестью ведущими российскими
университетами и академиями: МИРЭА, Финансовый университет, НИУ ВШЭ, РЭУ им.
Г.В. Плеханова, РГСУ, РАНХиГС. К 2024 году органы статистики планируют
реализовывать программы сотрудничества с более чем 50 региональными и
федеральными вузами страны.
В Росстате ожидают, что уже в
ближайшее время в 16 российских вузах будут готовить специалистов по
направлению «статистика», а МЭСИ станет флагманом статистического образования в
России и СНГ.
«Уже издан приказ о формировании
МЭСИ, идет наполнение его структуры, которая будет состоять из трех элементов: образовательного,
научного и инфраструктурного», — отметил проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий
Минашкин.
Он подчеркнул, что в структуру
МЭСИ войдут недавно созданный факультет Data Science, а также несколько научных
подразделений: лаборатории «Социально-демографическая статистика»,
«Количественные методы исследования регионального развития» и Центр статистики
и науки о данных.
Участвовавшие в обсуждении
представители бизнеса указали на ряд принципиальных компетенций для
современного аналитика, работающего со статистической информацией.
По мнению директора по развитию
отношений с органами государственной власти X5 Group Станислава Богданова,
современный статистик должен уметь находить и предлагать новые решения, искать
пути оптимизации существующих процессов, иметь собственное бизнес-видение и
постоянно продолжать обучение.
«Как работодателю нам важно,
чтобы сотрудник умел обрабатывать большие объемы информации, формировать
отчеты, визуализировать данные», — отметил Станислав Богданов.
С ним солидарен исполнительный
директор по исследованию данных SberAI Михаил Степнов.
«Все, что мы заложим в обучающие
программы сегодня, через 20–30 лет будет устаревшим. Это нужно осознавать.
Самое главное, что дает образование — это возможность научиться учиться.
Научиться решать разноплановые задачи и не бояться браться за те, что кажутся
непосильными», — заметил Михаил Степнов.
Медиаофис Всероссийской переписи населения
+7 (495) 933-31-94