ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к
проекту решения Думы города Костромы «О внесении изменений в
Правила благоустройства территории города Костромы»
Настоящий проект разработан в соответствии
с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в целях
совершенствования муниципального нормативного правового акта.
В целях популяризации исторического
наследия города Костромы Правила благоустройства территории города Костромы дополняются нормой, позволяющей
устанавливать указатели с наименованиями улиц, содержащих помимо современных
еще и исторические наименования улиц.
В связи с принятием Порядка заключения
договора на размещение сезонного кафе (веранды) при стационарном предприятии
общественного питания и требований к их размещению, обустройству и
эксплуатации, утвержденного решением Думы города Костромы от 3 июня 2021 года №
85, и исключения дублирующих положений двух нормативных правовых актов, из
Правил благоустройства территории города
Костромы исключаются требования к сезонным кафе.
В связи с тем, что на территории города
Костромы существуют два вида остановок
транспорта общего пользования: оборудованные нестационарными торговыми
объектами и не оборудованные ими, требования к их содержанию различаются. Для
четкого разграничения ответственных лиц за содержание подобных объектов и
прилегающих к ним территории, Правила благоустройства территории города
Костромы дополняются термином
«торгово-остановочный комплекс» и вносятся технические правки по тексу.
Проектом вводится запрет на разведение
костров. Данная необходимость обусловлена тем, что с 01 января 2021 года в
Российской Федерации вводятся новые Правила противопожарного режима,
устанавливающие запрет на разведение костров, использование открытого огня для
приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а
также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов в населенных пунктах, где
ответственность за данный вид правонарушения будет предусмотрена статьей 20.4 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время на территории города Костромы
появляется новый вид распространения рекламы посредством проекционного
оборудования, не являющегося техническим средством стабильного территориального
размещения. В целях регулирования данных правоотношений предлагается ввести
запрет на размещение информации и рекламы на любой поверхности с использованием
проекционного и иного предназначенного для проекции оборудования, не
являющегося техническим средством стабильного территориального размещения
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального
закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов,
стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и
иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования,
воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного
территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и
располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий,
строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения
общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции,
являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник
рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную
конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на
основании договора с ее собственником.
Таким образом, статья 19 Закона о рекламе
определяет порядок размещения не любых носителей рекламы, а исключительно
рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений,
сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного
транспорта.
Следовательно, требования статьи 19 Закона
о рекламе, в том числе в части получения разрешения на установку и эксплуатацию
рекламной конструкции, не распространяются на конструкции, установленные внутри
зданий (строений, сооружений).
Таким образом, в случае, если
проекционная установка установлена внутри здания, строения, сооружения, то
требования статьи 19 Закона о рекламе на указанную проекционную установку не
распространяются.
Согласно части 2 статьи 1
Федерального закона от октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное
самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, -
законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы
местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов
населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 25 части 1 статьи 16
данного закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил
благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе
требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных
участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений
соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и
периодичность их выполнения.
Согласно статье 2 цитируемого
закона благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс
предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского
округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и
размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение
комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и
эстетического состояния территории.
Таким образом, орган местного
самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от
октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», вправе определять возможность
размещения подобной рекламы в правилах благоустройства территории поселения.
Данная позиция подтверждена письмом Федеральной
антимонопольной службы от 10 декабря 2019 года № АК/108413/19.
Согласно пункту 36 фасад здания - наружная
сторона здания или сооружения. Различают главный, боковой и дворовый фасады.
В соответствии с пунктом 5.2.44 «ГОСТ Р
58033-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения.
Словарь. Часть 1. Общие термины», утвержденным Приказом Росстандарта от
19.12.2017 № 2031-ст, главный фасад это одна из внешних стен здания, как
правило, содержащая вход. То есть, исходя из данного понятия главный фасад
может выходить и на дворовую территория здания.
При этом, входы в здание могут быть
одновременно размещены как со стороны улицы (входы в магазины и иные нежилые
помещения, расположенные на 1 этаже многоэтажных зданий), так и со стороны
дворовой территории (входы в подъезды). Данная ситуация порождает правовую
неопределенность при проведении мероприятий по осуществлению муниципального
контроля за соблюдением Правил благоустройства, в связи с чем, считаем необходимым в рамках действия Правил
благоустройства установить понятия главного,
бокового и дворового фасадов, поскольку исходя из анализа положений Правил
благоустройства, главным фасадом считается фасад здания, выходящий на улицу.
Таким образом понятийный аппарат предлагается
дополнить понятиями внутриквартальный
проезд, строительная площадка.
Предлагается перенести норму по удалению
деревьев и пней из статьи 4 в статью 24 «Зеленые насаждения», поскольку условия
рубки древесно-кустарниковой
растительности, в том числе удаление оставшихся после рубки пней, регулируется
нормативными актами по использованию, охране, защите и восстановлению зеленых
насаждений на территории города Костромы, и контролируется Управлением архитектуры
и градостроительства Администрации города Костромы.
Устраняется техническая ошибка в части
размера прилегающей территории - 25
метров от нежилого здания.
К обязательным работам по содержанию
прилегающей территории предлагается отнести:
- ремонт и содержание детского, игрового и спортивного
оборудования, предусмотренные статьей 21 настоящих Правил;
- содержание и сохранность зеленых насаждений в целях
приведения в соответствия статье 24 настоящих Правил.
Также необходимо установить размеры
прилегающих территорий к садоводческим и огородническим некоммерческим
объединениям граждан, а также к земельным участкам, не занятым зданиями,
строениями, сооружениями.
К детскому игровому оборудованию и
покрытиям площадок вводятся требования о их безопасности в соответствии с
техническим регламентом ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских
игровых площадок», утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от
17.05.2017 № 21.
Изменения в статью 5 в части требований к
местам расположения, расстояниям контейнерных площадок обусловлены в связи с
введением в действие с 1 марта 2021 года СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно –
эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских
поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно –
противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации, в целях поддержания благополучной санитарно-эпидемиологической
обстановки на территории города Костромы, а также в целях устранения правового
пробела в части регулирования отношений по уборке территорий, прилегающих к
отдельно стоящим евроконтейнерам, контейнерам заглубленного типа,
бункерам-накопителям, а также мест мусороприемных камер мусоропроводов, привлечения
к ответственности физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую
деятельность, и являющихся собственниками нежилых объектов капитального
строительства, нежилых помещений за отсутствие своих контейнеров.
Аналогичная практика по поддержанию
чистоты на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориях в течении
всего дня отмечается в:
- Кирове (пункт 3 Правил внешнего благоустройства в муниципальном
образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от
27.08.2008 № 19/41);
- Курске (пункт 6 Правил благоустройства
территории городского округа «Город Курск», утвержденных решением Курского
городского Собрания от 20.12.2019 № 102-6-РС);
- Воронеже (пункт 19.5.8 Правил
благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных
решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II).
Проектируемыми изменениями предлагается
дополнить часть 7 статьи 5 Правил благоустройства положениями,
предусматривающими обязанность владельца контейнерной площадки сообщать в
уполномоченный орган Администрации города Костромы сведения, подлежащие включению
в реестр контейнерных площадок. Такого рода обязанность предусмотрена частью 29
постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил
обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения
их реестра». В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998
№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны
соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также
правилам благоустройства муниципальных образований.
Учитывая, что требования по ведению
реестра мест накопления ТКО являются составной частью правоотношений,
регламентирующих порядок создания и обустройства мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов, в целях исключения всякого рода злоупотреблений,
а также самовольных действий владельцев площадок по демонтажу (переносу)
существующих мест накопления отходов, в отсутствие уведомления уполномоченного
органа предлагаются проектируемые положения.
В связи с произошедшими на
федеральном уровне изменениями, обусловленными принятием Правительством
Российской Федерации постановления от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об
утверждении правил обращения с отходами производства и потребления0 в части
осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление,
использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может
повлечь причинение вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным, растениям и
окружающей среде» в статью 5 Правил благоустройства вносятся соответствующие
изменения, регламентирующие нормы обращения с отработанными ртутьсодержащими
отходами.
В связи с осуществлением контроля за
соблюдением требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов
органами МЧС в рамках исполнения федерального государственного пожарного
надзора, пункт 2 части 18 статьи необходимо признать утратившим силу.
В целях устранения правового пробела в части регулирования отношений по установлению ответственности правообладателей строений, в том числе хозяйственных
построек, сооружений по поддержанию их надлежащего физического и технического
состояния, предлагается внести соответствующие изменения в Правила.
В соответствии с положениями статьи 36
Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном
доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством
пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном
доме, к которому в том числе, относится и земельный участок земельный участок,
на котором расположен данный дом.
В целях реализации конституционных норм по признанию и
защите частной и иных форм собственности, предлагается нормы по размещению
объектов некапитального характера распространить только на случаи их
установления на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности,
а также землях и земельных участках, государственная собственность на которые
не разграничена.
Необходимость корректировки данной нормы также
подтверждается судебной практикой. Так, Конституционный Суд Российской
Федерации в своих определениях от 05.12.2019 № 3274-О и
№ 3273-О указал, что правила
благоустройства не могут вводить ограничения и запреты против экономической
деятельности, если эти запреты не обусловлены задачей создать комфортную среду
обитания и не содержатся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное
означает признание за органами МСУ, по сути, неограниченных регулятивных
полномочий. Возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов
на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях не
согласовывается с принципом защиты конкуренции, а также препятствует достижению
конституционно значимых целей развития малого предпринимательства, для которого
нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.
Также предлагается внести изменения в
Правила в целях установления правового регулирования в части уборки прилегающих
территорий под воздушными линиями сетей электропередач.
Отмечаются случаи невозможности
строительства подъездной дороги от строительной площадки до дороги общего
пользования в связи с ее большой протяженностью. В целях сокращения расходов
хозяйствующих субъектов по строительству и содержанию подъездных дорог,
предлагается абзац первый части 1 дополнить словами «или до внутриквартальных проездов».
Также необходимо внести изменения в
Правила в целях исключения отсылочных норм, а также в связи со сложившейся
административной практикой по привлечению лиц за частичное отсутствие
ограждений, а также в целях обеспечения безопасности пешеходов.
В связи с тем, что правовые основы
обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным
законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который
наряду с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации не
устанавливают отдельной процедуры согласования органом местного самоуправления
места размещения строительного мусора и грунта со строительных площадок, абзац первый части 6 признать утратившим силу.
Разделом 23 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлены правила перевозки
грузов, ответственность за неисполнение которых установлена Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях в связи с чем предлагается, признать утратившим в силу указанные в Правилах
положения.
Поскольку требования по организации
обеспечения безопасного производства работ при осуществлении строительства
регулируются нормами федерального законодательства и контроль за обеспечением
безопасности условий труда осуществляется государственными органами власти, а
взыскание ущерба, связанного с повреждением сооружений и иных объектов,
осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений, предлагается признать
соответствующие положения Правил утратившими силу.
В связи с тем, что в большинстве случаев перенести установленные
наружные кондиционеры с боковых фасадов зданий на дворовые по техническим
причинам не представляется возможным, предлагается отменить запрет на их
размещение на боковом фасаде здания.
Исходя из судебной и административной
практики следует, что контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении,
транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов
производства и потребления, относится к полномочиям государственных органов
власти (статья 8.2 КоАП РФ). В связи с этим, предлагаем действующие нормы
Правил благоустройства по установлению обязанности заключения договора на вывоз
ТКО признать утратившими силу.
Ответственность за нарушение правил
движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
предусмотрена статьей 12.21.1 КоАП РФ, протоколы по которым вправе составлять
должностные лица Федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный
надзор. Кроме того, у должностных лиц Управления отсутствуют полномочия по
остановке тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства для
проверки наличия специального разрешения на движение такого транспортного
средства.
Пунктом 17.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, в жилой зоне запрещена стоянка грузовых автомобилей с
разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и
обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Ответственность за неисполнение Правил дорожного движения установлена
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с
изложенным, предлагается соответственно исключить дублирующие положения
установленные в Правилах.
Проектом предлагается оборудовать въезд на
территории садовых и огороднических некоммерческих объединений граждан
информационными стендами с изображением схемы территории объединения, которая
содержит:
1. наименование объединения, органа управления;
2. границы садового или огороднического
некоммерческого объединения граждан;
3. количество садовых (земельных) участков;
4. план расположения и номера садовых (земельных)
участков;
5. номер контрактного телефона председателя
объединения;
6. схематичное изображение объектов
жилищно-коммунального хозяйства и природных объектов, находящихся на территории
объединения (при необходимости).
Ранее Правила содержали требование об оборудовании
входа только информационной таблицей с указанием общего количества участков.
Размещение плана-схемы объединения позволит экстренным
службам и другим лицам ориентироваться на территории объединения, что особенно
важно в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Принятие проекта решения Думы города Костромы не повлечет
расходов из бюджета города Костромы.
Решение обозначенных проблем может быть достигнуто
исключительно внесением изменения в Правила благоустройства территории города
Костромы.
В связи с тем, что Правила благоустройства
территории города Костромы утверждены решением Думы города Костромы, иные
варианты решения проблемы отсутствуют.
Ожидаемым результатом выбранного варианта правового
регулирования является принятие Проекта. Альтернативные
варианты решения проблем отсутствуют.